«Починить» компанию Ford оказалось труднее, чем представлялось Биллу Форду
Весной 2003 года Уильям Клей Форд-младший, оттащив Ford Motor от края пропасти, обратился к своему конкуренту — боссу Chrysler Group Дитеру Цетше с предложением возглавить Ford. Цетше ответил категорическим отказом, предпочтя остаться в немецкой DaimlerChrysler. Совсем недавно он стал главой DaimlerChrysler, сменив на этом посту Юргена Шремпа.
До сих пор о том, что Цетше приглашали в Ford, нигде не сообщалось, но тут любопытно другое. С этим предложением к нему обратился представитель семейства, контролирующего 40% голосующих акций Ford Motor, который сам принял бразды правления компанией всего лишь в октябре 2001 года. Готовность Билла Форда принять помощь со стороны со всей очевидностью показывает масштаб проблем, с которыми столкнулась Ford. В свое время Цетше удалось спасти Chrysler, а Карлосу Гону — компанию Nissan. Но «отремонтировать» Ford (или General Motors) будет гораздо труднее — главным образом из-за огромных расходов на выплату пенсий бывшим работникам компаний, являющимся членами профсоюза. У Toyota в Северной Америке всего 100 пенсионеров-«производственников», тогда как у Ford — почти 100 000.
В целом Ford — рентабельная компания: за первое полугодие 2005 года ее прибыль составила $2,7 млрд (до уплаты налогов и специальных платежей). При этом большую часть доходов приносит сектор финансовых услуг. Автомобильный же бизнес Ford в Северной Америке из-за свирепых ценовых войн, затрат на оборудование и оплату труда, а также резко сокращающейся доли на рынке приносит одни убытки: во втором квартале они составили $907 млн. General Motors завершила тот же период с убытками в $1,2 млрд.
Чуть раньше Билл Форд отказался от заявленной прежде цели — довести к 2006 году объем прибыли (до уплаты налогов) до $7 млрд. Акции Ford c января 2004 года подешевели на 37%, а ее долговым обязательствам агентство Standard & Poor’s присвоило в мае 2005-го статус «мусорных». Компания должна сделать решительные шаги, чтобы автомобильные заводы Ford вновь стали приносить прибыль. Этой осенью Билл Форд собирается объявить об очередном этапе реструктуризации. Среди возможных мер — закрытие нескольких заводов и сокращение около 10 000 рабочих мест. (Численность персонала компании в Северной Америке — 123 000 человек.)
В начале своей карьеры на посту главы Ford Билл Форд, которому сейчас 48 лет, должен был опровергнуть мнение о том, что он слишком неопытен — и даже «слишком благовоспитан», чтобы отважиться на жесткие решения, которые позволили бы Ford конкурировать с японскими компаниями. «Руководству Ford присущи мягкость и деликатность — это следствие приверженности традициям, духу товарищества, принципу «все мы — одна семья», — говорит Джеральд Мейерс, бывший глава American Motors, а ныне профессор Мичиганского университета. Билл Форд действительно является приверженцем «семейной» идеи. «Одна из моих задач как главы Ford состоит в том, чтобы принимать трудные решения, которые должны обеспечить нашей семье надежное будущее», — писал он 8 августа 2005 года в обращении к сотрудникам.
Форд стал председателем совета директоров компании в 1999 году и уже спустя два года снискал себе славу героя, выгнав исполнительного директора Жака Нассера. В наследство от него Форду достался хаос. Нассер диверсифицировал бизнес корпорации: она занялась электронной коммерцией, стала открывать авторемонтные мастерские и даже заинтересовалась свалками. В результате совокупные убытки компании в 2001-м и 2002 году достигли $6 млрд. Билл Форд вернул компанию к традиционной бизнес-стратегии, которая среди прочего включала сокращение 21 000 рабочих мест и остановку нескольких заводов (впрочем, позднее он заключил с лидерами профсоюза соглашение об отсрочке «смертного приговора» для двух заводов). И все же Ford продолжала «давать задний ход» и с 1999 года сократила долю на рынке с 24% до 17%. Отчасти это было сделано намеренно: компания на время прекратила заниматься убыточными розничными продажами, а также «убила» малоприбыльные модели Ford Escort и Lincoln Continental. Однако остальные убытки отнюдь не были запланированы. Цены на сталь и нефть взлетели до небес, и весьма выгодное для Ford производство двухтонных внедорожников стало обходиться дороже. Увеличились и расходы на их эксплуатацию. В результате продажи Expedition с начала 2005 года упали на 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Когда Цетше столкнулся с похожими проблемами в Chrysler, он сократил 27‑000 рабочих мест и указал на дверь менеджерам-ветеранам. Затем подписал долгосрочные контракты с лучшими поставщиками концерна и вдвое увеличил число моделей, сходящих с конвейеров Chrysler, одновременно сократив бюджет на разработку новой продукции на 40%. Карлос Гон возглавил Nissan, уже прослыв «убийцей издержек». Он разобрался с японскими профсоюзами, позакрывал заводы и ликвидировал сеть поставщиков, объединенных по схеме кейретцу, которая обеспечивала им вполне комфортное существование. (Кстати, Форд предлагал Гону, как и Цетше, возглавить его компанию, но тот отказался.) При этом и Цетше, и Гон сделали выбор в пользу сногсшибательного дизайна. Nissan представила стильные Infiniti G35 и Nissan Murano, а Chrysler ошеломила потребителей моделями Chrysler 300 и Dodge Charger. «Компания Chrysler сделала ставку на скандал — и это сработало», — говорит президент Harbour Consulting Рональд Харбор.
А Билл Форд, напротив, предпочел более консервативный подход. В своих интервью он неоднократно подчеркивал, что компания не нуждается в том, чтобы каждый ее продукт становился хитом — вполне достаточно и отдельных прорывов. В результате на свет появились модели вроде Ford 500 — отличного качества, но без каких-либо изысков седан, который должен был стать новым флагманом марки. Сравните эту машину с Ford Taurus 1986 года, отличающимся радикальными по тем временам пластичными формами. Taurus был разработан во время предыдущего финансового кризиса в Ford и помог тогда спасти компанию. Дилеры говорят, что продажи Ford 500 начались вяло, однако в самой компании утверждают, что пока все идет в соответствии с прогнозом, согласно которому до конца года будет продано 100 000 автомобилей этой модели. Что же касается других новых моделей — таких как Freestyle, Mercury Montego и даже пользующейся огромным спросом Ford Mustang, — их явно недостаточно для того, чтобы улучшить продажи Ford.
Что же предпринять Биллу Форду? «Если и обвинять в чем-то Форда, то разве что в медлительности. Нужно было отреагировать, когда ситуация только начала ухудшаться», — говорит опытнейший аналитик автомобильного рынка Марианна Келлер. При этом она отмечает, что глава компании все же проделал неплохую работу: «Так же поступает Toyota: вместо постоянных переносов сроков она принимает новый пятилетний план».
В апреле Форд сообщил аналитикам о том, что разработанный им план по «оживлению» компании работает, надо лишь ускорить его реализацию. Чтобы вновь вернуть Ford на «путь истинный», Билл Форд дал обет улучшить бухгалтерский баланс компании, начать инвестировать в быстрорастущие мировые рынки, увеличить количество новых продуктов и сократить сроки их разработки. С тех пор Форд успел продать Hertz — подразделение Ford, специализирующееся на прокате автомобилей (за $15 млрд с учетом погашения долгов), а также выкупил 23 завода у Visteon, своего бывшего поставщика комплектующих. Это гарантирует бесперебойную поставку деталей на сборочные производства. Глава компании утверждает, что сделка, которая спасла Visteon, со временем позволит экономить от $600 млн до $700 млн ежегодно, но пока она лишь вынудила Ford взвалить на себя непростую проблему — найти покупателей на убыточные производства.
[pagebreak]
Что еще предпринял Билл Форд? Он сократил 2700 менеджерских должностей, ликвидировал дорогостоящие пенсионные планы, а зарубежных менеджеров высшего звена лишил бонусов. Кроме того, компания, возможно, закроет не менее четырех заводов, но это вряд ли произойдет раньше 2007 года, когда будет перезаключаться договор между Ford и профсоюзом United Auto Workers. «Мы готовы к любым переговорам», — говорит финансовый директор Ford Дон Р. Леклер.
Аналитики призывают Ford избавиться от марок Lincoln и Mercury, не пользующихся спросом, и сконцентрироваться на усилении более популярных Jaguar, Land Rover и Volvo. Но такое решение потребует огромных затрат. Ликвидация брэнда Oldsmobile обошлась компании GM в $939 млн — и это без учета возможных выплат по искам дилеров данной марки. Пока что Ford решилась на полумеры, объединив в августе департаменты продаж и маркетинга подразделений Ford и Lincoln Mercury.
Похоже, компания наконец решила отреагировать и на растущий интерес публики к автомобилям с яркой «внешностью». Во всяком случае, у седана Ford Fusion, продажи которого стартуют этой осенью, непривычно атлетический вид. В прошлом году компания пригласила в США Питера Хорбери, ранее изменившего облик Volvo, и поручила ему улучшить дизайн Ford, Lincoln и Mercury. А недавно Ford наняла еще нескольких знаменитых дизайнеров — в том числе Фримена Томаса, разработавшего концепт, на основе которого был создан главный хит Chrysler, модель 300.
В июне 2005 года Билл Форд собрал 20 топ-менеджеров компании на стадионе Ford Field — новой домашней арене футбольного клуба Detroit Lions, которым владеют Форды. Пригласив коллег в раздевалку, Билл Форд предложил им «влезть в шкуру инвесторов» и подумать о том, на что должна сделать ставку компания и от каких видов бизнеса ей следует избавиться. Игра еще не окончена, но пока команда Ford прижата к своим воротам.