Повороты
Forbes отслеживает судьбу героев своих прошлых публикаций
Недвижимость выгоднее спорта
В мае 2004 года Forbes сообщил, что бывший вице-президент ЛУКОЙЛа, а ныне сенатор от Алтайского края Ралиф Сафин инвестировал часть денег, вырученных от продажи акций нефтяной компании, в недвижимость в Восточной Европе. Кроме того, Сафин тогда собирался вкладывать средства в сочинский футбольный клуб «Жемчужина».
Как выяснилось, недвижимость интересует Ралифа Сафина куда больше футбола. На «Жемчужину» бизнесмен тратиться не стал, и вскоре клуб прекратил существование. Зато в сентябре Сафин заложил первый камень в фундамент четырехзвездного отеля «Онего-Палас» в Петрозаводске (Республика Карелия). Строительство гостиничного комплекса обойдется ему в $17–20 млн. Регионом в последнее время всерьез интересуются иностранные инвесторы, при этом в Петрозаводске для приезжих бизнесменов нет даже хорошей гостиницы. На решении этой проблемы и заработает бывший глава ЛУКОЙЛа.
Кроме того, будущей весной компания «МАРР-Капитал», созданная семьей Сафиных, возведет в Подмосковье на 5-м километре Новорижского шоссе торговый комплекс. Помимо супермаркета, на участке в 14 га построят четырехзвездную гостиницу, магазин товаров для дома и сада и спортивный магазин. «МАРР-Капитал» инвестирует в этот проект не менее $40 млн.
Дочь Ралифа Сафина певица Алсу, в «раскрутку» которой отец вложил немалые средства, теперь помогает продвигать его проекты. После презентации «Онего-Паласа» она дала бесплатный концерт, на котором присутствовали 12 000 жителей Петрозаводска. — Николай Кононов
Морской бой проигран
Forbes писал в июне 2004 года об Александре Несисе, президенте и основном совладельце группы ИСТ. Тогда у Несиса было два главных бизнеса — серебряные рудники в Сибири и на Дальнем Востоке (НПО «Полиметалл») и судостроение, ядром которого был «Балтийский завод» в Петербурге — одна из крупнейших верфей страны. Несис планировал монополизировать эту отрасль, руководствуясь очень простой логикой. Основной доход судостроителям дает экспорт военных кораблей, который идет через государственный «Рособоронэкспорт». Поэтому производитель должен быть один: конкурировать надо с иностранными верфями, а не с коллегами внутри страны.
«Серебряный» бизнес Несиса развивается вполне успешно, а вот с кораблестроением вышел сбой. Вдобавок к «Балтийскому заводу» Несис скупил несколько небольших предприятий и отраслевых КБ. А главное — попытался перетащить к себе контракт другого питерского гиганта, «Северной верфи», на постройку двух эсминцев для ВМФ Китая ценой в $1,4 млрд. Разразилась классическая корпоративная война. Весной 2004 года в интервью Forbes Несис отказался признать себя побежденным. Однако в августе этого года он продал «Балтийский завод» сенатору Сергею Пугачеву, владельцу «Северной верфи». Несису достался утешительный приз: за предприятие он выручил, по оценкам экспертов, около $180 млн. Неплохо, особенно если вспомнить, что пять лет назад завод достался ИСТ за $40 млн. — Михаил Козырев