$100 млн на русскую старину? Первый в России инвестиционный фонд, специализирующийся на искусстве, готов рискнуть
Рынок русского искусства перегрет, картины Шишкина и Айвазовского не могут стоить свыше миллиона долларов — так считают многие эксперты и арт-критики. А вот совладелец парфюмерно-косметической сети DouglasRivoli, коллекционер Владимир Воронченко, готов с ними поспорить. По его ощущениям русское искусство еще не исчерпало запас роста.
Воронченко — один из основных игроков на рынке русского искусства и антиквариата. Именно он посоветовал в 2004 году своему земляку и деловому партнеру Виктору Вексельбергу приобрести у семьи Форбс и вернуть в Россию коллекцию Фаберже. А многие громкие покупки на последних «русских» аукционах Sotheby’s и Christie’s были сделаны инвестиционным фондом Aurora, созданным по инициативе все того же Воронченко.
Фонд Aurora возник в начале этого года. Он зарегистрирован в одной из офшорных юрисдикций, его капитал составляет около $100 млн. Про пайщиков фонда, внесших эти деньги, Воронченко говорит: «Мои друзья». Цель, которую ставят перед собой Воронченко и компания, — среднесрочные инвестиции в предметы русского искусства. Фонд закрыт для сторонних инвесторов, но учредители не исключают, что со временем купить его паи смогут все желающие.
У фонда есть управляющий (сам Воронченко) и несколько направлений деятельности: русское серебро, Фаберже (не путать с коллекцией, приобретенной Вексельбергом), иконы, фарфор, русская живопись XIX века, русский авангард и др. Aurora покупает эти вещи в основном за рубежом.
Что куплено? Картины более 30 художников, включая Репина, Семирадского, Верещагина, Айвазовского и Брюллова. Одно из самых заметных приобретений — работа Петра Кончаловского «Портрет Юрия Петровича Юрьева (Денике)», друга художника. Стартовав с £200 000, портрет ушел на майских торгах Sotheby’s в Лондоне за £792 000 ($1,4 млн).
По словам Воронченко, треть из первоначальных $100 млн уже израсходована. Теперь настал черед и оставшихся двух третей — создатели Aurora, похоже, готовы собрать с мирового рынка все качественное русское искусство. В августе фонд даже запустил в западной специализированной прессе рекламную кампанию, смысл которой можно передать так: «Скупаем русское».
Об итогах акции говорить рано. Зато можно делать прогнозы — кампания, скорее всего, приведет к новому ценовому скачку. Воронченко соглашается: «Это может вздернуть цены, но откроет перспективы». Сейчас, по его словам, на рынке большой дефицит предложения и, «чтобы вытащить на свет [новые предметы искусства], нужно объявить о намерениях; если действовать тихо — ничего не купишь». Но даже если Aurora сможет собрать разбросанные по всему миру шедевры русского искусства, где гарантия, что через 3–5 лет — такой минимальный срок устанавливает себе фонд — эти активы удастся продать с прибылью? Воронченко ведь рассчитывает на доходность, сопоставимую с «обычными паевыми фондами» — 20–30% годовых.
Коллекционер говорит, что часть картин из собраний фонда перепродана с выгодой уже сейчас, и называет несколько причин для дальнейшего роста цен. Во-первых, на формирование зрелого рынка искусства во всем мире уходят десятилетия — а российскому рынку от силы 15 лет. Значит, запас роста еще не исчерпан. Во-вторых, Воронченко уверен, что с ростом благосостояния в стране появляется «новая генерация коллекционеров». Ну и третья предпосылка: «Национальное искусство — главный продукт потребления для национального потребителя». Следовательно, «новая генерация» будет покупать в первую очередь русское.
Добавим еще две причины. На довольно узком и «обмельчавшем» рынке русского искусства фонд такого размера, как Aurora, сможет влиять на ценообразование, придерживая те или иные предметы и активно участвуя в аукционах. Ну и, кроме того, все нынешние учредители фонда — не только друзья Воронченко, но и, как он говорит, коллекционеры. Если им не удастся продать тот или иной предмет искусства — не беда, они могут оставить его себе.