За дележом крупной собственности компании все забыли о ее сверхсовременном научном центре
Сдвинутые в угол столы, груда мониторов и системных блоков. Так в середине июля выглядел зал в здании Центра исследований и разработок (ЦИР) компании ЮКОС, где еще год назад десятки специалистов корпели над созданием трехмерных цифровых моделей нефтяных месторождений. Когда стало ясно, что главное добывающее подразделение ЮКОСа, «Юганскнефтегаз», перешло в руки государственной компании «Роснефть», сотрудников уволили.
ЦИР был любимым детищем Михаила Ходорковского. После того как в 2001 году ЮКОС купил британскую компанию Davy Process Technology, занимавшуюся нефтехимическими технологиями, Ходорковский решил создать нечто подобное и в России. Один из корпусов бывшего НИИУИФ (приватизация которого попала в дело Ходорковского) был реконструирован и напичкан самой современной аппаратурой. Инвестиции составили около $37 млн. Для сравнения: госфинансирование Российской академии наук по гражданским программам в 2005 году ожидается в размере $700 млн.
Кроме моделей нефтяных полей, ЮКОС также собирался заняться новыми технологиями сжижения газа, современными материалами и водородной энергетикой. Но центр был открыт в декабре 2003 года, спустя несколько недель после ареста Ходорковского. К тому времени ЮКОСу было уже не до науки, финансирование было урезано.
Конец научным изысканиям? По словам директора ЦИР Михаила Рогачева, центр вполне может стать самоокупаемым. Содержание лабораторий обходится ежегодно в $5 млн в год.