К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Смотрите скоро на экране телефона!


Компании ставят на кон миллиарды долларов, считая, что вы будете смотреть по своему мобильному телефону телепередачи, слушать музыку, играть в электронные и азартные игры и даже разглядывать «лилипутское» порно. И куда только подевалась старая добрая болтовня?

Менеджер компании Yahoo Лоуренс Моррисроу не нарадуется на свою новую игрушку. Ее можно использовать и как цифровую камеру, и как видеоплеер, она оснащена гарнитурой Bluetooth и картой памяти формата memory stick, а ее 3-дюймовый экран позволяет Лоуренсу наслаждаться любимым мультсериалом «Гриффины». «Игрушка» предупреждает Лоуренса об автомобильных пробках, когда он едет на работу. А во время поездок в Австралию и на Тайвань Моррисроу делал с ее помощью снимки и отсылал их в свой дневник в интернете, чтобы друзья и родные могли ими полюбоваться. Ну и, наконец, иногда эта универсальная «игрушка» голосом жены Лоуренса говорит, что любит его и скучает по нему. Правда, случается это только тогда, когда супруга звонит Лоуренсу: ведь «игрушка», о которой идет речь, — мобильный телефон. «Я не могу представить свою жизнь без мобильника, — говорит 27-летний Моррисроу. — Я хочу быть на связи 24 часа в сутки и 7 дней в неделю, чтобы вести летопись своей жизни».

Мобильный телефон — самое распространенное из всех персональных электронных устройств, придуманных человечеством: им постоянно пользуются 1,5 млрд человек по всей планете. Только в прошлом году в мире было продано 690 млн мобильных телефонов — в шесть раз больше, чем компьютеров. Неожиданно для всех этот высокотехнологичный «талисман» на глазах трансформируется в нечто большее — футуристическую систему развлечений и самую впечатляющую техническую платформу со времен создания интернета. Системы беспроводной связи позволяют все быстрее передавать все больше информации. Производители телефонов оснащают их все большими экранами, чипами трехмерной графики, сочным цифровым звуком и изображением. Предприимчивые бизнесмены и титаны мировой индустрии развлечений наперегонки создают графику, игры, видео и музыку, которые должны оживить миллионы маленьких телефонных экранов.

«Мобильный телефон — самая замечательная софтверная платформа в истории. Она подсоединена к интернету, она по-настоящему глобальна, она неотъемлемая часть повседневной жизни любого человека», — говорит Митчелл Ласки, основатель лос-анджелесской фирмы Jamdat, которая прошлой осенью разместила свои акции на бирже NASDAQ. Торговля контентом для мобильных телефонов — рингтонами из звуковой дорожки к фильму «Властелин конец» и играми вроде «Боулинг от Jamdat» — приносит компании около $40 млн в год. А объем ежегодных продаж, как уверяет Ласки, в десять раз превышает эту цифру. Торговля играми для мобильных телефонов не требует расходов ни на оборудование, ни на доставку, да и затраты на разработку контента невелики. До того, как основать собственную фирму, Ласки возглавлял отдел видеоигр в компании Activision и, по его признанию, «тратил на разработку игры миллионы долларов, не зная, станет ли она хитом». «Делая игру для мобильного телефона, я могу предсказать, будет ли она успешной, потратив всего $10 000», — утверждает Ласки.

 

С помощью мобильного телефона можно получить огромное количество услуг (впрочем, немногие ими пользуются), и спектр этих услуг стремительно расширяется. Скучаете в очереди к зубному врачу? Можете скоротать время за игрой-гонкой Asphalt: Urban GT или истреблять на экране мобильника монстров из «Принца Персии» — эти игры для сотовых телефонов выпускает парижская компания GameLoft. Опаздываете на деловую встречу? Подпишитесь за $4 в месяц на услугу MapQuest и вы получите на мобильник информацию о том, как попасть в нужное место кратчайшим путем. А Smart Traffic от Pharos предупредит вас о возникшей на дороге пробке. Вам хочется любви? Всего $5 в месяц — и служба Match.com избавит вас от необходимости рассылать анкеты в бюро знакомств. «Флиртуйте в любое время и в любом месте», — призывает Match.com. А ресторан или кинотеатр, куда вы можете отправиться вдвоем, порекомендует вам Vindigo — годовая подписка на ее услуги обойдется в $25. Если же свидание окажется неудачным — к вашим услугам виртуальные голые красотки от Pocket Joy: за $10 в месяц пикантные картинки вам на мобильник будет отправлять компания VTX из Лас-Вегаса.

Но самая модная из всех «примочек» — «мобильное» ТВ. В феврале 2005 года оператор мобильной связи Verizon Wireless предложил услугу V-Cast: заплатив $15 в месяц, вы сможете смотреть на экране своего мобильника десятки каналов, наслаждаясь 60-секундными «моби-эпизодами» из «мобильного телесериала» 24: Conspiracy и других «мобильных» фильмов. А мама может успокоить расплакавшегося малыша, показав ему по мобильнику мини-серии «Улицы Сезам». По данным исследовательской фирмы IDC, на мобильное телевидение от Verizon уже подписались 10 000 американцев. Еще 300 000 абонентов подписались на 24 телеканала MobiTV, транслирующихся по сетям двух других операторов сотовой связи — Cingular и Sprint. Технология, позволяющая передавать телевизионный сигнал на мобильники, была разработана компанией Idetic из Калифорнии в конце 2003 года. И теперь всего за $10 в месяц вы можете наблюдать по мобильнику за словесной дуэлью экспертов на телеканале CNBC или узнавать последние спортивные новости канала Fox Sports. «Картинка», правда, скачет и кадров в каждую секунду мобильник показывает вдвое меньше, чем обычный телевизор, — но все только начинается.

 

В Силиконовой долине, где пять лет после того, как лопнул «пузырь» интернет-компаний, царило финансовое запустение, наступление эры «сотовидения» встречают с воодушевлением. «Это дивный новый мир, — считает Дитрих Ульмер, глава подразделения Siemens AG, выпускающего мобильные телефоны. Siemens уже вложила $26 млн в десяток фирм, занимающихся созданием программного обеспечения для мобильных аппаратов, и планирует довести объем этих инвестиций до $100 млн. — На дворе как будто снова 1995 год, когда зарождался интернет. Пределов для инноваций просто не существует».

Нынешний мобильный бум будет «гораздо более важным и даст гораздо больше возможностей для инвестиций, чем бум на рынке персональных компьютеров», полагает Л. Джон Доерр из венчурной фирмы Kleiner Perkins Caufield & Byers, которая в свое время инвестировала в такие известные компании, как Amazon, Netscape и AtHome. Сейчас Kleiner и другие венчурные фирмы вложили $22 млн в компанию Digital Chocolate, выпускающую игры для мобильных телефонов, которую недавно создал Уильям (Трип) Хокинс, основатель Electronic Arts — гиганта мировой индустрии компьютерных игр.

Но готовы ли к новой эре американские потребители и абоненты в других странах мира, смогут ли они вообще всем этим пользоваться? Волна беспроводной связи может легко разбиться о камни, если технологии не станут более комфортными для потребителя. Главное — качество контента. Захочется ли кому-то смотреть Love Bytes — комедийный сериал, созданный специально для мобильных телефонов?

 

По данным Yankee Group, в прошлом году американцы потратили на услуги беспроводной связи $4 млрд. Но 85% этой суммы пришлись на оплату простых текстовых сообщений (SMS), причем даже этой услугой воспользовался только каждый третий из владельцев мобильных телефонов в США. Остальные 15% ушли на покупку загружаемых приложений. В свою очередь 60% всех скачанных американцами приложений, по данным платежной компании Qpass, — это просто мелодии звонков. Однако поиск нужного приложения — занятие долгое и утомительное. К примеру, чтобы скачать на мобильник отрывок из песни Hate Me Now из репертуара рэперов П. Дидди и Наса, вам придется шесть раз нажимать на кнопки, причем с перерывами в 45 секунд между каждым нажатием, — и все это ради 20-секундного фрагмента.

Еще одна головная боль для пользователя — пропущенные звонки. Ожидая, пока восстановится нормальный прием, вы будете отвлекаться от выпуска новостей о судебном процессе над Майклом Джексоном. Емкость батареи — другая серьезная проблема. А уж если родители и бабушки с дедушками пользуются услугами операторов-конкурентов, то передать друг другу на мобильники видеоклип, снятый в день, когда Сюзи исполнился год, им точно не удастся.

Все это отпугивает даже фанатов. «У меня всегда самая новая, самая крутая модель телефона», — говорит Энди Б. Арнольд, один из «старожилов» консалтинговой фирмы Scient, возникшей, когда надувался «мыльный пузырь» интернет-компаний. Энди недавно купил дорогой аппарат Treo 600 и целую неделю слал с мобильника фотографии друзьям, бродил по Сети, бомбардировал всех SMS и играл «в кучу игр», как он сам говорит. «Но через неделю все это мне наскучило», — признается Энди. А поскольку качество приема у крутого мобильника было «отстойным», он снова стал пользоваться своей старой четырехлетней Motorola. Теперь по мобильнику Энди только разговаривает. «Я чувствую себя гораздо лучше, вернувшись к прежней жизни», — признается он.

«Множество людей просто зациклены на всех этих новомодных высокотехнологичных штучках, но мы опережаем покупателей на три шага», — признается Джеймс Райан, вице-президент Cingular.

Но погодите! Первые персональные компьютеры тоже были неуклюжими и неудобными и тоже вызывали раздражение у пользователей. Со временем многофункциональные сотовые телефоны станут лучше. Микрочипы будут быстрее, кто-нибудь придумает более емкие батареи, а «умные» алгоритмы увеличат ширину каналов связи. В один прекрасный день сотовые телефоны станут настолько хороши, что вы отправите на свалку ваши mp3-плеер, ноутбук и электронную записную книжку. Когда это произойдет, многие в Силиконовой долине отпразднуют победу. Но и проигравших будет немало.

 

Операторы уже начинают обращать внимание на супертелефоны. Восемь миллионов из 26 млн подписчиков Sprint PCS пользуются различными услугами по передаче данных. В прошлом году они переслали с мобильных телефонов 300 млн фотографий, тратя в среднем $6 в месяц (дополнительные 10% к счету), — это помимо услуги голосовой связи. У другого провайдера, Verizon, 16,6 млн абонентов (из 43,8 млн, зарегистрированных на конец 2004 года) пользуются беспроводной передачей данных и заплатили в прошлом году более $1,1 млрд (в два с лишним раза больше, чем в 2003-м), чтобы получить на свои мобильные телефоны 100 млн сообщений с картинками и скачать 100 млн приложений. По прогнозам исследовательской фирмы In-Stat, крупные американские операторы связи в ближайшие два-три года потратят почти $20 млрд на запуск сетей нового поколения, которые будут поддерживать все эти новомодные услуги. У них по сути дела нет другого выхода, поскольку тарифы на собственно голосовую связь постоянно снижаются.

По прогнозам IDC, в течение трех лет число владельцев мобильных телефонов в мире возрастет на 40%, достигнув отметки 2 млрд человек. Некоторые американские операторы уже предлагают клиентам более 350 игр для мобильных телефонов.  В прошлом году, по подсчетам IDC, торговля играми принесла этим операторам $350 млн прибыли. А в течение ближайших трех лет объем продаж мобильных игр увеличится до $1,5 млрд в год.

Такие крупные суммы не могут не привлечь внимание как крупнейших воротил мировой индустрии развлечений, так и компаний-новичков. Walt Disney Co. была в числе первых гигантов, вторгшихся на рынок мобильного контента. Пять лет назад Disney начала продавать в Японии простые черно-белые скринсейверы с Микки Маусом, а сейчас Япония стала для компании крупнейшим «мобильным» рынком, приносящим ежегодно $90 млн прибыли. Через сеть из 48 операторов, действующих в 27 странах, Disney продает 6000 наименований «мобильных» товаров — от мелодии звонка Zip-A-Dee-Doo-Dah и скринсейверов с Симбой до игр по мотивам таких фильмов, как «Пираты Карибского моря». Взрослые могут получить свою порцию новостей, спорта или мыльных опер, подписавшись на диснеевские телеканалы ABC News, ESPN и SoapNet, которые транслирует V-Cast от Verizon.

Кроме того, Disney считает мобильный телефон отличным маркетинговым инструментом. В ходе промо-кампании мультипликационного фильма The Incredibles, снятого на студии Pixar, Disney предлагала владельцам мобильных телефонов скачать мелодии звонков, картинки и игры. «Каждое скачанное приложение — еще одно напоминание о фильме. Это новый вид рекламы», — говорит Лоуренс Шапиро, возглавляющий специальное «мобильное» подразделение компании Disney. А вскоре на всех постерах к фильмам начнут печатать короткий код: набрав его на своем телефоне, вы тут же сможете купить массу разной атрибутики, связанной с фильмом.

 

Не отстает от Disney и EMI Music, заключившая с компанией-оператором Cingular контракт, согласно которому новые песни различных исполнителей будут дебютировать на мобильнике еще до релиза альбома. Первым таким дебютантом станет сингл с нового альбома группы Coldplay с очень подходящим для этого случая названием — Speed of Sound («Скорость звука»): 30-секундный отрывок из этой композиции можно прослушать с мобильника за два месяца до появления альбома.

Впрочем, несмотря на все старания крупных компаний, телефонно-телевизионную революцию, скорее всего, осуществят нахальные фирмы-новички, такие как упоминавшиеся уже Jamdat Митчелла Ласки или Digital Chocolate Трипа Хокинса. За пять лет венчурные компании вложили в подобные предприятия около $10,5 млрд. И все они надеются как можно быстрее окупить свои инвестиции.

«Мобильный телефон — это четвертый экран», — философствует режиссер и кинопродюсер Франк Чиндамо, имея в виду, что первые три — это кинотеатр, телевизор и компьютер. Чиндамо снимает короткие сериалы для мобильных (в одном из них команда лилипутов на мини-мотоциклах ловит преступников), а также руководит небольшой производственной фирмой Fun Little Movies. Съемки на этой студии обходятся в $2000–8000 за минуту. Сравните с крупнобюджетными картинами, где минута стоит $1 млн. «Мы на пороге удивительных событий, — уверяет Чиндамо. — И мы собираемся хорошо заработать».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+