К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Справился с управлением


Потомственный математик Андрей Мовчан создал модель для привлечения богатых клиентов

Чем больше у человека денег, тем труднее привлечь его на рынок финансовых услуг. «Тот, у кого достаточно средств, чтобы купить себе пару управляющих компаний, неохотно отдает деньги в управление чужой структуре — в силу русского стремления замкнуть все на себя», — признается Андрей Мовчан, президент Renaissance Capital Asset Management (RCAM). Под управлением RCAM находятся активы общей стоимостью $650 млн. Из них 60% — деньги индивидуальных инвесторов. Убеждать богатых людей отдать несколько миллионов долларов ему «под крыло» — суть работы Мовчана.

Выпускник мехмата МГУ и бывший проектировщик систем наведения ракет прекрасно помнит момент, когда его карьера круто изменилась. Это был август 1998-го. В течение одной недели Мовчан, тогда исполнительный вице-президент инвестиционной компании «Тройка Диалог», купил почти на все свои деньги квартиру, взял кредит на машину, еще у него родилась дочка, а правительство объявило дефолт. В общем, нарочно не придумаешь. Бизнес всех инвестиционных компаний пошел под откос: кого убедишь вкладывать в акции, когда котировки рушатся, а банковские платежи не проходят? Глава «Тройки» Рубен Варданян предложил тогда Мовчану заняться нестандартными финансовыми операциями — расшивкой цепочек неплатежей, зависших в банках, выкупом долгов и размещением облигаций под деньги нерезидентов на С-счетах. Бизнес оказался очень прибыльным. «Успешно организовав взаимозачет, например на $10 млн, компания могла заработать до $4 млн», — вспоминает Мовчан. В 1999–2000 годах прибыль его подразделения превышала всю прибыль «Тройки» (на других участках компания несла убытки). «Этот этап жизни начинался с машины, купленной в кредит, — говорит Мовчан, — а к его концу я легко мог бы позволить себе не работать вообще».

Однако Мовчан работу не бросил — отправился в 2001 году учиться по программе Executive MBA в чикагскую школу бизнеса GSB. Вернувшись через два года, он предложил главе инвестиционной компании Renaissance Capital Стивену Дженнингсу построить бизнес по управлению активами. Renaissance Capital тогда была чуть ли не единственной крупной инвестиционной группой, у которой не было работающей управляющей компании. Между тем «Тройка Диалог», «Объединенная финансовая группа», «Альфа-капитал» и «НИКойл» уже вовсю управляли паевыми фондами, ускоренно наращивая активы и клиентскую базу. Дженнингс, по словам Мовчана, согласился на его предложение лишь при условии, что в первый же год RCAM покажет прибыль.

 

Назвать эту задачу сложной было бы явным преуменьшением — обычно российские управляющие компании проходят точку безубыточности в течение трех лет. Но потомственному математику Мовчану не привыкать. «Любой бизнес для него имеет вид задачки, которую надо решить», — говорит Федор Шеберстов, консультант Pynes & Moerner, компании по подбору руководителей. Именно Шеберстов подыскал для Мовчана ключевых людей в команду по работе с клиентами.

Для клиентов RCAM установила высокую планку. Это должны быть либо частные инвесторы, желающие вложить как минимум $1 млн, либо корпоративные: банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Для работы с таким контингентом требовались профессионалы высшего класса. Тем не менее Мовчан нанял людей, никогда раньше не работавших в управлении активами. Один человек пришел из аппарата правительства, другой отвечал раньше за финансы в сети фаст-фуда Sbarro, третий был директором по развитию бизнеса и продаж в Ernst & Young, а четвертый курировал работу с ключевыми клиентами Luxoft — компании офшорного программирования. «Но все они добились успеха на своем предыдущем месте и, что называется, были self-driven, с блеском в глазах», — поясняет Шеберстов. Мовчан же оправдывал свой выбор тем, что связи и деловые контакты этих людей помогут привлечь в RCAM богатых клиентов.

 

Так и произошло. Сегодня RCAM ведет более 170 клиентских счетов и открывает в среднем по одному счету в день. Компания управляет деньгами семи из десяти крупнейших пенсионных фондов России, а к концу года Мовчан рассчитывает получить средства 25 из 30 крупнейших НПФ. Деньги вкладываются в российские акции и облигации. Самый консервативный инвестиционный портфель принес клиентам RCAM в прошлом году доходность в среднем более 23%, а самый рисковый (акции компаний малой капитализации) — в среднем более 55% (после вычета всех комиссий, размер которых оговаривается индивидуально).

В RCAM работают 26 человек, включая профессиональных портфельных управляющих (всех их к лету 2004 года удалось перекупить из других инвестиционных банков). Расширять штат Мовчан больше не планирует. Зато он хочет расширить спектр услуг — запустить паевые фонды, рассчитанные на массового инвестора, и продавать их через розничные банки. Другой проект — сделать фонд инвестиций в украинские акции.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+