Дверной замок, как в фантастическом фильме? Предприниматель Игорь Стефанов решил, что многие захотят иметь такой у себя дома
На двери квартиры Игоря Стефанова, главы компании «Смартлок», установлен биометрический, или, как иногда еще говорят, дактилоскопический замок. Вместо замочной скважины рядом с обычной дверной ручкой — углубление размером немного шире пальца, внутри — блестящая пластина-сенсор, распознающая отпечаток пальца владельца квартиры. «Чтобы войти, нужно не более секунды», — хвалится Стефанов.
Устройство хорошо еще тем, что хозяину жилища не нужно носить с собой связку ключей, рискуя ее потерять. Электропитание замка автономное, так что в квартиру можно попасть, даже если дом обесточен. Главное же преимущество — защита от взлома. Подделывать отпечатки пальцев, утверждают специалисты, взломщики еще не научились. «Дверь с биометрическим замком можно только взорвать», — уверяет директор по маркетингу компании «Армо-системы» (специализируется на охранных системах) Александр Мосягин.
Наконец, технической новинкой можно хвастать перед друзьями. Стефанов сам загорелся идеей делать бизнес на биометрии после того, как год назад в гостях у своего приятеля впервые увидел китайский дактилоскопический замок.
На этом преимущества заканчиваются — начинаются сложности.
Создавая новый бизнес, Игорь Стефанов сделал ставку на бытовую биометрию. Его не смутило, что до сих пор биометрическую продукцию в России покупали в основном корпорации и банки — для контроля доступа в офисные помещения, к депозитарным ячейкам и т.п. Стефанов полагал, что, если китайский замок доработать, в России на него будет хороший спрос. Внешний вид изделия, увиденного у приятеля, Стефанову не понравился, и он заказал оригинальный дизайн. Кроме того, устройство адаптировали к морозам, а группа бывших российских сотрудников компании LG доработала алгоритм работы сенсора — главной детали замка.
Весной прошлого года Стефанов побывал в Китае и заключил контракты с тремя компаниями, занимающимися изготовлением биометрических устройств, — Shenzhen Ideal Microelectronics, Hongda Group и Linkmath Biotech. Тогда же он зарегистрировал торговую марку «Смартлок», под которой по соглашению с китайскими партнерами собирался поставлять замки в Россию. Всего Стефанов вложил в дело $50 000 (у предпринимателя есть стабильный источник заработка — небольшая консалтинговая компания «3 СМ»).
Первые 20 замков из Китая пришли в начале апреля 2004 года, как раз к открытию специализированной выставки «Окна и двери», на которой руководство «Смартлока» рассчитывало заявить о своем появлении на рынке и подыскать региональных партнеров. Но Стефанова ждало разочарование: заключить партнерство ни с кем не удалось. Производители дверей и окон, ранее не слышавшие о биометрии, не понимали, к чему им хитроумные устройства. «Мы были в панике», — признается бизнесмен.
Тогда Стефанов разместил предложения потенциальным партнерам в интернете. В начале осени в «Смартлок» начали звонить. Интерес проявили самые разные компании — торговцы металлопрокатом из Нижневартовска, страховые брокеры из Екатеринбурга, проектировщики «умных домов» из Казани. Одним из партнеров «Смартлока» стала известная на рынке охранных систем московская фирма «НПО «Информация». «Мы увидели, что спрос на биометрию растет», — говорит заместитель гендиректора НПО Дмитрий Повесьма, отметив в числе достоинств замков «Смартлока» способность работать при низких температурах. Одним словом, Стефанову удалось наконец продать первую партию своей дактилоскопической продукции.
Тогда же предпринимателю стало ясно, что потенциальные клиенты «Смартлока» — это все-таки не любители превращать свой дом в выставку современных технологий, а корпорации. Специально для них «Смартлок» заказал производство модели «Космо» ($1200), способной распознавать до 640 отпечатков пальцев и выдерживать температуру до –20° С. Самый же демократичный замок от «Смартлока», «Боб» и «Доб» за $650, распознает 30 отпечатков и сравнительно теплолюбив (близкие к нему по характеристикам корейские замки, которые импортирует компания «Биометрические системы», можно купить за $550).
За все время «Смартлоку» удалось продать немногим более сотни замков, выручив, по оценкам Forbes, около $80 000. Круг покупателей биометрических замков остается ограниченным — прежде всего из-за дороговизны изделий. «В массовом порядке никто не будет покупать биометрический замок даже за $100», — говорит гендиректор компании «Биометрические технологии» Олег Черномордик, который сам пытался торговать подобной продукцией.
Имеются претензии к потребительским свойствам изделия. К примеру, палец к сенсору нужно прикладывать аккуратно, держа его строго вертикально — иначе дверь не откроется. Есть требование даже к физическому состоянию самого открывающего. «Если бежишь по лестнице, приходится потом минуту-другую постоять и успокоиться. Усиливается кровообращение, электрическое поле искажается, и устройство срабатывает не сразу», — объясняет Стефанов.
Но главные препятствия для продвижения «умных замков» психологического свойства. Во-первых, не все готовы добровольно сдать отпечатки пальцев незнакомым людям. В одной из петербургских гостиниц (ее название «Смартлок» не раскрывает), перешедшей на биометрию, из 60 номеров по меньшей мере два решили резервировать для клиентов, принципиально не желающих оставлять свои отпечатки.
А во-вторых, «Смартлок», увлекшись технологией, оставил без внимания собственно запирающие конструкции. «Наш покупатель привык, чтобы все было мощно, а эти замки подходят скорее для внутренних дверей, нежели для входных», — критикует «биометрию» Тимофей Соловьев, представитель компании Wise House, занимающейся оборудованием помещений.
Стефанов к рекомендациям прислушивается. Недавно его компания отказалась от сенсоров, не распознающих запыхавшихся людей, зато начала производство таких, которые можно приспособить к любой механической оболочке, в том числе к замкам от лучших мировых производителей. Так что надежду развивать этот бизнес Стефанов еще не оставил. В конце концов, спрос на биометрическую продукцию растет во всем мире. Помимо дверных замков, выпускаются дактилоскопические компьютерные «мышки», сотовые телефоны, пистолеты и т.д. Объем мирового рынка биометрии (с учетом устройств распознавания по радужной оболочке глаза) в 2004 году составил около $1 млрд. По прогнозу консалтинговой компании Frost & Sullivan, в 2005-м он может достичь $2 млрд, а за последующие два года удвоится еще раз.