Экологический туризм от бывших партнеров Геннадия Тимченко
Остров Гогланд в Финском заливе со времен Великой Отечественной войны был закрыт для посещения — здесь находился только небольшой погранотряд, стороживший ворота в российские территориальные воды. Времена изменились, и теперь здесь построен туристический комплекс для любителей морских прогулок, рыбалки и дикой природы. Проект не крупный и не особенно доходный: уже вложенные $2,5 млн окупятся лет через семь-восемь. Но инвесторов вполне устраивает. Остров — лишь хобби. Бизнесом для них были поставки за рубеж нефти компании «Сургутнефтегаз».
С конца 1980-х внешнеторговым предприятием «Киришинефтехимэкспорт» («Кинэкс») руководили Адольф Смирнов и три его заместителя: Андрей Катков, Евгений Малов и Геннадий Тимченко. В 1996-м эта четверка выиграла конкурс на приватизацию «Кинэкса». Исторические связи с «Сургутнефтегазом» (компании принадлежит Киришский НПЗ в Ленинградской области) позволили наладить через «Кинэкс» взаимовыгодную схему экспорта нефти.
Обороты «Кинэкса» в 1999–2000 годах достигали $2 млрд в год. Но затем «Сургутнефтегаз» принялся ужесточать требования к трейдерам и снижать комиссионные. Один из партнеров, Тимченко, стал искать поддержку своему бизнесу на политическом уровне.
Зимой 2004 года разразился скандал: кандидат в президенты Иван Рыбкин публично назвал Тимченко владельцем «Сургутнефтегаза» и «кассиром Кремля». К тому времени владельцы «Кинэкса» по неизвестным причинам решили поделить бизнес. За Тимченко, который еще в конце 1990-х обосновался в Швейцарии, остался нефтяной экспорт — компании «Сургутэкс», «Трансойл» и несколько фирм за рубежом. Он стал трейдером не только «Сургутнефтегаза», но также «Роснефти» и «Юганскнефтегаза».
Катков и Малов получили завод теплоизоляционных материалов «Пеноплэкс» («Кинэкс» построил его, выполняя условия приватизационного конкурса) с выручкой более $100 млн в год, особняк в Петербурге и небольшие объемы торговли нефтью. Речь идет о 20 000–30 000 т в месяц, реализуемых на внутреннем рынке. По сравнению с прежними поставками — 1 млн т в месяц на экспорт — почти ничего. «Мы уже не нефтетрейдеры, — говорит Андрей Катков в интервью Forbes, — хотя журналисты и пытаются привязать нас к «Байкалфинансгруп», к которой я не имею никакого отношения». Название «Кинэкс» за своей компанией тем не менее Катков и Малов решили сохранить. (Бывший начальник нефтяных бизнесменов Адольф Смирнов скончался в прошлом году в возрасте 71 года.)
Освободившись от забот о нефтяном экспорте, партнеры занялись реализацией своей давней мечты обустроить остров Гогланд, где они впервые побывали шесть лет назад. До советско-финской войны Гогланд принадлежал финнам и был курортом. Теперь Катков и Малов фактически выкупили «гражданскую» часть острова (размер всего острова 11 х 2 км). Администрация Ленинградской области предоставила в долгосрочную аренду 22 га земли, Минобороны позволило приватизировать здания бывшего военного городка. Бизнесмены даже убедили областную администрацию открыть на острове пункт пограничного контроля, чтобы Гогланд могли посещать финские и эстонские туристы. До Финляндии отсюда 35 км, в то время как до Питера — 180 км.
Катков и Малов уже построили на острове стоянки для яхт (владельцы лодок могут останавливаться здесь по дороге из России в Европу) и первую очередь гостиничного комплекса — по проекту весь комплекс рассчитан на 350 мест. Номер в гостинице стоит от 1800 до 3500 рублей в сутки. Добраться до острова из Петербурга можно либо вертолетом за час, либо на теплоходе за 8 часов. Транспортная проблема для бизнесменов, похоже, основная: летать слишком дорого, и, чтобы удешевить доставку, Катков и Малов покупают теплоход.
Но не стоит думать, что обогатившиеся на сверхприбыльных контрактах бизнесмены проведут остаток жизни, налаживая сообщение с Гогландом. Партнеры по «Кинэксу» сейчас завершают проработку сразу нескольких гораздо более масштабных проектов. Детали сообщить отказываются. Известны только отраслевые приоритеты: химия, транспорт, недвижимость.