К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Постоянный поиск баланса


Почему размер налогов — это не главное

Эффективность Российской налоговой системы оставляет желать лучшего. Этот факт не вызывает серьезных возражений ни с чьей стороны, включая правительство. Разногласия начинаются с вопроса о причинах такого положения.

Многие считают, что существующий уровень налоговых изъятий из национального продукта в России неоправданно велик, и настаивают на его снижении. Это, по их мнению, освободит ресурсы, ликвидирует структурные перекосы, связанные с якобы гипертрофированными размерами общественного сектора, и повысит степень собираемости налогов. В‑принципе этот тезис лежит и‑в основе правительственной концепции налоговой реформы.

Что не устраивает в таком подходе? Во-первых, на наш взгляд, происходит некорректная подмена причинно-следственной связи. На самом деле высокие налоги — не столько причина, сколько отражение перекошенности и неэффективности экономики и госаппарата. Во-вторых, налицо непонимание сути проблемы. Если размер налоговых изъятий из ВВП не‑выходит за рамки здравого смысла, то чрезвычайно важно, насколько равномерно и справедливо налоги распределятся и как такое распределение влияет на систему хозяйственных стимулов. В-третьих, нельзя сводить проблему только к ставкам обложения. Налоговое администрирование — это сложный механизм, в котором важно все: учет налогооблагаемой базы, система изъятий из нее, соотношение между различными видами налогов, наконец, механизм их уплаты и сбора.

 

Простое снижение ставок означает снижение налоговых поступлений — и ничего более. Реформа нужна для того, чтобы обеспечить, во-первых, переход на максимально прозрачные и неизбегаемые формы обложения с упором на косвенные налоги и рентные платежи; во-вторых, создание эффективной системы антистимулов для неплательщиков; в-третьих, снижение номинального налогового бремени до уровня фактического и затем — некоторое повышение фактического налогообложения до уровня, близкого к среднеевропейскому.

Нынешнюю налоговую систему (к слову, списанную с некоей «среднеевропейской») не заставишь работать эффективно — ее предпосылкой является наличие гражданского общества и зрелых рынков, а их в России пока нет. Россия сегодня нуждается в простой системе, которая бы облагала посильными, но ощутимыми налогами на использование природных ресурсов и на потребительские расходы и в то же время поощряла предпринимательство в несырьевых отраслях, а также сбережения и инвестиции. Налоговая система — средство макроэкономического регулирования, поддержки тех видов хозяйственного поведения, которые отвечают системе общественных приоритетов. Именно в этом и состоит главное отличие от правительственного подхода.

 

Налоговая система должна быть адаптирована к условиям России так, чтобы величина и значимость отдельных видов налогов соответствовали их реальной собираемости. А для этого нужно провести аналитическую работу по определению степени уклонения от тех или иных видов налогов.

Как мотивировать выполнение налогового законодательства? Наряду с правовыми мерами нужны положительные стимулы в виде обусловливания некоторых хозяйственных прав и привилегий (например, получение государственных и муниципальных заказов, участие в публичных тендерах, возможность легально осуществлять инвестиции за рубежом и др.) определенным уровнем налоговых платежей. А злостное уклонение от уплаты налогов должно служить основанием для запрета на привлечение таких предпринимателей к сделкам с участием госорганизаций и предприятий или бюджетных средств.

Чтобы система стимулов и наказаний реально функционировала, необходимо юридически урегулировать вопрос об ответственности за налоговые нарушения, совершенные в прошлом. Те или иные нарушения имеются в работе многих хозяйствующих субъектов, поэтому без подведения черты под прошлым невозможно реализовать главный стимул к законопослушному поведению — гарантию от уголовного преследования со стороны государства.

 

Не менее важен вопрос о том, кто и в какой степени несет налоговое бремя. Даже сравнительно невысокие налоги могут оказывать на экономический рост удушающее воздействие, если они сосредоточены на тех экономических субъектах, на которые приходится большая часть совокупной занятости и инвестиционной активности.

Эффективная налоговая политика — это постоянный поиск баланса между тяготами налогового бремени и эффектом от производимых за его счет общественных благ.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+