Почему размер налогов — это не главное
Эффективность Российской налоговой системы оставляет желать лучшего. Этот факт не вызывает серьезных возражений ни с чьей стороны, включая правительство. Разногласия начинаются с вопроса о причинах такого положения.
Многие считают, что существующий уровень налоговых изъятий из национального продукта в России неоправданно велик, и настаивают на его снижении. Это, по их мнению, освободит ресурсы, ликвидирует структурные перекосы, связанные с якобы гипертрофированными размерами общественного сектора, и повысит степень собираемости налогов. В‑принципе этот тезис лежит и‑в основе правительственной концепции налоговой реформы.
Что не устраивает в таком подходе? Во-первых, на наш взгляд, происходит некорректная подмена причинно-следственной связи. На самом деле высокие налоги — не столько причина, сколько отражение перекошенности и неэффективности экономики и госаппарата. Во-вторых, налицо непонимание сути проблемы. Если размер налоговых изъятий из ВВП не‑выходит за рамки здравого смысла, то чрезвычайно важно, насколько равномерно и справедливо налоги распределятся и как такое распределение влияет на систему хозяйственных стимулов. В-третьих, нельзя сводить проблему только к ставкам обложения. Налоговое администрирование — это сложный механизм, в котором важно все: учет налогооблагаемой базы, система изъятий из нее, соотношение между различными видами налогов, наконец, механизм их уплаты и сбора.
Простое снижение ставок означает снижение налоговых поступлений — и ничего более. Реформа нужна для того, чтобы обеспечить, во-первых, переход на максимально прозрачные и неизбегаемые формы обложения с упором на косвенные налоги и рентные платежи; во-вторых, создание эффективной системы антистимулов для неплательщиков; в-третьих, снижение номинального налогового бремени до уровня фактического и затем — некоторое повышение фактического налогообложения до уровня, близкого к среднеевропейскому.
Нынешнюю налоговую систему (к слову, списанную с некоей «среднеевропейской») не заставишь работать эффективно — ее предпосылкой является наличие гражданского общества и зрелых рынков, а их в России пока нет. Россия сегодня нуждается в простой системе, которая бы облагала посильными, но ощутимыми налогами на использование природных ресурсов и на потребительские расходы и в то же время поощряла предпринимательство в несырьевых отраслях, а также сбережения и инвестиции. Налоговая система — средство макроэкономического регулирования, поддержки тех видов хозяйственного поведения, которые отвечают системе общественных приоритетов. Именно в этом и состоит главное отличие от правительственного подхода.
Налоговая система должна быть адаптирована к условиям России так, чтобы величина и значимость отдельных видов налогов соответствовали их реальной собираемости. А для этого нужно провести аналитическую работу по определению степени уклонения от тех или иных видов налогов.
Как мотивировать выполнение налогового законодательства? Наряду с правовыми мерами нужны положительные стимулы в виде обусловливания некоторых хозяйственных прав и привилегий (например, получение государственных и муниципальных заказов, участие в публичных тендерах, возможность легально осуществлять инвестиции за рубежом и др.) определенным уровнем налоговых платежей. А злостное уклонение от уплаты налогов должно служить основанием для запрета на привлечение таких предпринимателей к сделкам с участием госорганизаций и предприятий или бюджетных средств.
Чтобы система стимулов и наказаний реально функционировала, необходимо юридически урегулировать вопрос об ответственности за налоговые нарушения, совершенные в прошлом. Те или иные нарушения имеются в работе многих хозяйствующих субъектов, поэтому без подведения черты под прошлым невозможно реализовать главный стимул к законопослушному поведению — гарантию от уголовного преследования со стороны государства.
Не менее важен вопрос о том, кто и в какой степени несет налоговое бремя. Даже сравнительно невысокие налоги могут оказывать на экономический рост удушающее воздействие, если они сосредоточены на тех экономических субъектах, на которые приходится большая часть совокупной занятости и инвестиционной активности.
Эффективная налоговая политика — это постоянный поиск баланса между тяготами налогового бремени и эффектом от производимых за его счет общественных благ.