Некая фирма из Санкт-Петербурга показала прибыль больше, чем у «Газпрома». Эти цифры попали в государственную статистику. Как это возможно?
Много ли людей могут представить себе, что такое миллиард долларов? Сотрудники территориального управления Федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Петростата), по всей видимости, к числу таких людей не относятся. Или делают вид, что не относятся. Когда в прошлом году они получили отчетность зарегистрированного в Питере ЗАО «НПО «Росмаш», цифры их немного удивили, но это не помешало оформить справку на компанию по всей строгости статистических нормативов и переслать данные в Москву. Предприятие тем временем указало о себе такие сведения: его оборотные активы в 2003 году выросли с $3 млрд до $14 млрд, капитал и резервы — в два раза, до астрономической суммы $24,4 млрд. В телефонном интервью журналу Forbes сотрудница Петростата вспомнила, что, когда она вносила прибыль «Росмаша» в отчетность, ей едва хватило места в соответствующей графе. Неудивительно: НПО «Росмаш» показало прибыль в размере 210 млрд рублей. Это на 67 млрд рублей больше, чем у «Газпрома», крупнейшей российской компании.
Дальнейшая судьба данных о «Росмаше» неизвестна. Представители статистического ведомства в Москве не смогли объяснить, учли ли они фантастические цифры предприятия из Петербурга в общероссийских показателях. В официальном справочнике Росстата указано, что сальдированный результат всех российских организаций (это совокупная прибыль за вычетом всех убытков) вырос в 2003 году в 1,5 раза — до 1456 млрд руб. Но подобные скачки бывали и раньше.
Зато известно, что сведения о «Росмаше» со ссылкой на Госкомстат попали в платные базы данных, доступные частным пользователям. Если обладатель базы решит выяснить, кого в России можно отнести к крупнейшим компаниям, то компьютер послушно выдаст ему список: НПО «Росмаш», «Газпром» и т.д. И это притом, что о ЗАО «НПО «Росмаш» ничего не слышали ни в деловых кругах Петербурга, ни в мэрии города, ни в местных СМИ.
Не стоит сомневаться, что сведения о НПО «Росмаш» — фикция. Но кому тогда понадобилась эта арифметика?
Правоохранительным органам известны случаи, когда мошенники умышленно завышали размер предприятия с целью использовать эти данные как доказательство кредитоспособности при совершении какой-нибудь аферы. Иногда в подобных махинациях фигурируют действительно астрономические суммы. Как пишет газета «Известия», в прошлом году началось следствие по делу о межрегиональном фонде «Набат», через баланс которого за первые три месяца 2003 года якобы прошло $45 млрд, а активы фонда при этом будто бы составляли $5 млрд. По сведению газеты, «надуть» цифры удалось за счет того, что фонд принял на баланс не имеющие стоимости камни, выдав их за изумруды, подаренные неким гражданином Израиля. «Известия» пишут, что фиктивные показатели позволяли руководителю фонда Галине Устьянцевой без особых проблем брать в кредит реальные деньги.
Известно также, что иногда компании предлагают к продаже поддельные векселя на фантастические суммы. Расчет понятен: заоблачные объемы эмиссии для кого-то могут послужить доказательством солидности компании. «Мелкие аферисты как раз на крупных цифрах и заваливаются», — говорит начальник департамента одного из крупных московских банков, попросивший не называть его имени. По его словам, однажды банку, в котором он работает, предложили взять на хранение векселя известной нефтяной компании на $5 млрд. «Мы, понятно, отказались, — говорит собеседник Forbes, — даже проверять эту липу не стали». Но в каком-нибудь другом банке клерк может и согласиться. Тогда мошенники, прикрываясь уже именем банка, смогут попытаться использовать сданные на хранение векселя как обеспечение для кредита.
Примечательно, что НПО «Росмаш» пыталось выйти на рынок капитала. В позапрошлом году предприятие подало заявку на выпуск акций в Федеральную комиссию по ценным бумагам (ФКЦБ, сейчас входит в ФСФР). Комиссия регистрировать эту эмиссию отказалась, сославшись на то, что «Росмаш» не предоставил всех необходимых для этого документов. А прошлой весной в газете «Санкт-Петербургские ведомости» было опубликовано рекламное объявление о выпуске «Росмашем» векселей на сумму 350,7 млрд рублей. В объявлении сообщалось, что собственный капитал компании составляет $14 млрд, а чистые активы — «около $242 млрд» (это больше половины российского ВВП за 2003 год). Указывалось также имя президента «Росмаша» — Чогин Фидель Павлович. Корреспондент Forbes несколько дней пытался дозвониться по телефону «Росмаша». Наконец трубку снял мужчина. Он представился Фиделем Чогиным.
Чогин, сказавший, что ему 30 лет, подтвердил все цифры, предоставленные его предприятием в официальные органы и «Санкт-Петербургские ведомости». Он сказал также, что является единственным владельцем ЗАО «НПО «Росмаш» и что его предприятие специализируется «на высоких технологиях». Говорить что-либо еще о своем бизнесе он отказался.
По словам Чогина, ФКЦБ не стала регистрировать новую эмиссию предприятия просто потому, что их «испугали показатели работы компании». Не обращались ли в НПО «Росмаш» правоохранительные органы? Чогин утверждает: обращались — и МВД, и прокуратура, и налоговая. «Но после проверок все вопросы были сняты», — добавляет он.
Известно ли что-то о судьбе векселей на 350,7 млрд рублей? Участники рынка, опрошенные Forbes, утверждают, что не слышали ни о ЗАО «НПО «Росмаш», ни о его векселях. Но, пожалуй, им стоит держать ухо востро: Чогин утверждает, что ценные бумаги находятся сейчас «у ограниченного круга лиц», но скоро, возможно, «поступят в свободную продажу».