Претендент на «Оскара»
Игорь Толстунов снимает фильмы-повести «на хорошей литературной основе». инвесторам это нравится
Выпускник экономического факультета ВГИКа Игорь Толстунов трудится в киноотрасли с конца 70-х, успешно сменив титул «директора картин» на «продюсера». В 1985 году он, к примеру, руководил съемками известного советского сериала «ТАСС уполномочен заявить». Из советских времен Толстунов вынес свой фирменный жанр: «драма на хорошей литературной основе», как он сам его определяет. «Люди любят смотреть фильмы-повести, — объясняет Толстунов. — Эти картины редко занимают первые строчки в хит-парадах, но в целом, по общим кассовым сборам, драма — самый популярный жанр во всем мире». А еще в бюджете драмы обычно нет таких затратных статей, как спецэффекты и каскадерские трюки.
Талант Игоря Толстунова в том, что он умеет заразить верой в «фильм-повесть» весьма серьезных партнеров. Еще в 1995 году он стал одним из основателей компании «НТВ-ПРОФИТ» (с долей в 20%) — первого крупного частного инвестора в российское кино. Правда, до возврата своих вложений «Медиа-Мост», партнер Толстунова по «НТВ-ПРОФИТ», не дожил. Окупились только фильмы, имевшие успех за рубежом. Так, «Вор» с Владимиром Машковым в 1998 году попал в «оскаровский» шорт-лист, что обеспечило ему кассу в $1,1 млн в американском прокате. Еще 25% из $1,6-миллионного бюджета помогла закрыть дотация Госкино, а легальные видеокассеты разошлись тиражом 400‑000. В российском прокате фильм собрал тогда только $100‑000.
После 2001 года Толстунов снял несколько фильмов (самый известный — «Займемся любовью») как исполнительный продюсер — за фиксированный гонорар. Затем он неплохо заработал на производстве сериалов по заказу НТВ и СТС — упомянем «День рождения Буржуя», «Любительницу частного сыска Дашу Васильеву» и «Кавалеров Морской Звезды». Пора было браться за большой проект.
В прошлом году Толстунов выпустил один из самых заметных фильмов сезона — «Водитель для Веры». Картина, которая обошлась создателям в $3,3 млн, собрала $2,6 млн в кинотеатрах и получила рекордный рейтинг 21,8% при показе на ТВ (рейтинг телепрограммы — среднее количество человек, смотревших телепрограмму, в процентах от общей численности исследуемой аудитории). Правда, сам Толстунов вместе с партнером Александром Роднянским, гендиректором СТС, не заработали на этом фильме ничего. Потратив $1‑млн на съемку первых 40 минут фильма, они поняли, что самостоятельно такой проект «не потянут». Но тут вовремя подвернулся Первый канал (помните, мы говорили о таланте Толстунова находить серьезных партнеров?), который купил все права на фильм и финансировал завершение съемок.
Другой фильм 2004-го, «Папа» Владимира Машкова, большими доходами похвастать не может. Вместо ожидаемых $2–2,5 млн он собрал в российском прокате всего $700‑000 при бюджете в $4 млн. Впрочем, две трети его бюджета обеспечили спонсоры из числа крупных бизнесменов — среди них председатель правления ОАО «Российские коммунальные системы» Михаил Абызов и совладелец «Уральской горно-металлургической компании» Искандер Махмудов. Так что «ПРОФИТ» не разорился. «Крупнобюджетные проекты вообще окупаются долго», — говорит Толстунов.
Продюсер уверяет, что привык уважать мнение режиссера, не прибегает к прямому диктату в работе над фильмом. Такая позиция, правда, не уберегла Толстунова от классического «конфликта книгопродавца и поэта». Финальный монтаж фильма «Подари мне лунный свет» (2000‑год) не устроил продюсера. После долгих споров Толстунов предложил режиссеру Дмитрию Астрахану сделать два варианта, обещая остановиться на том, который анонимно выберут покупатели — кинопрокатчики и телеканалы. Если бы клиенты выбрали продюсерскую версию, Астрахан должен был оплатить сверхнормативный монтаж и печать лишних копий фильма из своих средств (Толстунов называет сумму порядка $20‑000). Режиссер отказался, и фильм вышел в продюсерской версии. Астрахан не стал под ним «подписываться», в титрах не указаны имена сценариста и режиссера. Впрочем, это не‑помешало фильму стать по-своему успешным. По словам Толстунова, с 2000 года его демонстрировали на разных телеканалах не менее пяти раз.
Сегодня в работе у Толстунова три сравнительно скромных, с бюджетом около $1 млн каждый, фильма. Все картины снимают дебютанты, и кассовых рекордов Толстунов не ждет, но считает, что из-за небольшого бюджета вернуть расходы будет проще, чем в случае с тем же «Папой». Почему продюсер не начинает более крупных проектов, ведь проблем с финансированием нет? «Сегодня у нас пока нет однозначно качественного сценария, — признается Толстунов. — Как найду такой, буду делать мощный, крупнобюджетный фильм».