К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Отец «Брата»


Сергей Сельянов первым из российских продюсеров научился делать популярное кино за небольшие деньги

Сергей Сельянов давно живет на два города. Со среды по пятницу его можно встретить в Москве, остальное время Сельянов проводит в родном Петербурге. Там же, на «Ленфильме», он сделал большинство своих фильмов. Петербургские режиссеры знают о его патриотизме и, учитывая подходящий типаж (борода, тяжелый взгляд), не раз предлагали ему сыграть роль Достоевского. Сельянов вспоминает, что ни разу не отнесся к такому предложению серьезно: «Я не актер — это не моя работа».

Его работа — продюсировать успешные фильмы. Сельянов одним из первых начал зарабатывать деньги на российском кино. Но по-прежнему утверждает, что им движет не алчность, а любовь к кинематографу. «Вряд ли можно быть успешным в чем-либо без любви к своему делу», — говорит он. Правда, тут же добавляет: чуть только закончит читать понравившийся сценарий, начинает прокручивать в голове схемы, как окупить расходы на будущий фильм. Без прибыли его кинокомпания СТВ работала только в самые дикие годы, в середине 90-х. Сельянов тогда инвестировал в производство кинофильмов прибыль от других бизнесов — например, от оптовой торговли видеопродукцией в Петербурге.

Схема заработка, как правило, проста: небольшой бюджет и, как это называет сам Сельянов, «умение выжать из российского кинорынка больше, чем лежит на поверхности». В середине 90-х, например, системы кинопроката в стране не было вообще, а телеканалы платили $2000–3000 за фильм. Зато относительно неплохо продавались легальные видеокассеты. Свой фильм «Операция «С Новым годом!» Сергей Сельянов смог продать в 1997 году рекордным тиражом 550 000 экземпляров, а ведь тогда и 50 000 экземпляров считалось хорошим результатом. Так же окупился «Брат» — при бюджете в $250 000 разошлось 450 000 кассет, причем продюсер получал по доллару с каждого экземпляра.

 

Дальше было уже легче. Например, «Брат-2» собрал в прокате рекордные для 2000 года $1,08 млн при бюджете $1,5 млн. Остальное «добрали» продажей прав на демонстрацию по ТВ и продажей видеокассет. Картина до сих пор входит в первую пятерку самых успешных в прокате российских фильмов по доходу на одну копию ($25‑714 на копию, по данным специализированного издания «Кинобизнес сегодня»). А чтобы зарабатывать на прокате своих фильмов больше средних для производителя 30–35% от прокатной выручки, в 2003 году Сельянов открыл кинопрокатную компанию «Наше кино».

«Мы стараемся снимать за миллион фильм, который обычно стоит полтора», — говорит Сельянов. Это логично: в производство кинокомпания СТВ вкладывает собственные средства с небольшой долей (до 25% от бюджета) государственных дотаций. Большие проекты Сельянов делает с зарубежными партнерами. «Олигарх» Павла Лунгина, стоивший $5 млн, снимали совместно с компаниями из Франции и Германии, в числе которых был телеканал France 2. «Монгол. Молодые годы Чингисхана» Сергея Бодрова-старшего, заявленный бюджет которого тоже весьма высок ($10 млн), снимается совместно с кинокомпаниями Гонконга и при финансовой поддержке правительства Казахстана.

 

Реакцией СТВ на рост привлекательности кинобизнеса стало увеличение не масштаба фильмов, а их числа. На текущий кинопрокатный год у СТВ запланировано восемь премьер. Уже вышли черная комедия «Ночной продавец» и полнометражный мультфильм «Алеша Попович и Тугарин Змей».

Анимационные фильмы — относительно новое направление бизнеса продюсера Сельянова. В 2003 году его лента «Карлик Нос» ($1,6 млн) собрала в прокате $600 000. У «Алеши» цифры получше: на момент подписания номера в печать мультфильм собрал $1,5 млн — сумму, равную производственному бюджету. Сельянов утверждает, что в России снимать мультфильмы не так выгодно, как игровое кино. Если фильм можно сделать на некоем «выдохе» за шесть съемочных недель и с кем-то из участников расплатиться через два-три месяца, то в анимации команде из нескольких десятков художников приходится два года платить зарплату. К тому же полнометражную анимационную ленту невозможно выгодно продать на телевидение: закон запрещает прерывать показ мультфильмов рекламой. Зато мультфильм проще продать за рубеж: например, «Карлик Нос» уже купил канал Disney Channel Asia, в Германии его прокатывала Warner Bros. и за первый уикенд собрала €115‑000. Означает ли это, что Сельянов снимает мультфильмы на экспорт? «Зарубежный рынок анимационных фильмов уже поделен, и нас там никто не ждет, — скромничает продюсер. И не забывает добавить: — Но попробовать интересно».

    Рассылка Forbes
    Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

    Мы в соцсетях:

    Мобильное приложение Forbes Russia на Android

    На сайте работает синтез речи

    Рассылка:

    Наименование издания: forbes.ru

    Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

    Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

    Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

    Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

    На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

    Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
    AO «АС Рус Медиа» · 2024
    16+