Что получается, если производители напитков берутся за сборку автомобилей
Чтобы производить автомобили собственной конструкции в России, вовсе не надо быть АвтоВАЗом или ГАЗом. Так два года назад решили известные черкесские предприниматели братья Вячеслав и Хаджи-Мурат Деревы, задумавшие организовать производство внедорожника «Дервейс Ковбой». Увы, из их затеи пока ничего хорошего не вышло.
В автомобильном деле Деревы были новичками. Их компания «Меркурий-2» вообще-то производит водку и минеральную воду — многие могли видеть рекламный ролик воды «Меркурий», снятый в стиле фильма «Горец» (съемки проводились ни много ни мало в Шотландии). Старший брат и основатель компании Станислав Дерев теперь занимается политикой — был мэром Черкесска и претендентом на пост президента Карачаево-Черкесии.
Для реализации автомобильного проекта братья привлекли Александра Романова, специалиста с почти тридцатилетним стажем работы в отечественном автопроме. В разное время Романов конструировал автобусы на Львовском и Голицынском заводах, изготавливал «Нивы» с французскими дизельными моторами, помогал другим предприятиям. Задача, сформулированная братьями Деревыми, — построить недорогой внедорожник — была сложна, но Романову оказалась под силу. Бывший конструктор автобусов за год создал в Черкесске новое автомобильное производство «Дервейс» и разработал конструкцию внедорожника, для чего, как он рассказал Forbes, привлекал специалистов АвтоВАЗа и УАЗа. Новая машина получила имя «Ковбой» и 27 января 2004 года с помпой была запущена в производство. Братья Деревы тогда назвали свое предприятие «первым частным автомобильным заводом в России».
По оценке специалистов, сборочное автопроизводство в Черкесске обошлось Деревым примерно в $5 млн. Здесь лишь сваривали и окрашивали кузов, а также устанавливали на автомобиль детали, приходящие от многочисленных смежников. Среди них главный — румынский автозавод ARO, поставляющий для черкесского «Ковбоя» ходовую часть — шасси от морально устаревших румынских внедорожников. Все остальное добирается в России: металлические штампы наружных панелей и пластмассовую обивку салона, например, привозят из Тольятти; панель приборов поставляют из Нижнего Новгорода; пластмассовый капот — из Самары. Машина оснащалась двигателями Заволжского моторного завода или дизельным мотором Peugeot.
«Ковбой» продавали по цене около 400‑000 рублей в базовой комплектации. План производства на 2004 год был определен в 1500 машин, в 2005-м предприятие должно было выйти на проектную мощность в 5000 автомобилей в год.
Все испортил румынский партнер. В сентябре 2003 года умирающее румынское производство приобрела торговая компания Cross Lander из США. Американцы пообещали вложить в ARO $12‑млн в течение семи лет, но денег в Румынии так и не дождались. Способный производить около 40‑000 автомобилей в год, завод ARO в прошлом году собрал лишь чуть больше 200‑машин. Из-за перебоев с поставками шасси автопредприятие братьев Деревых в Карачаево-Черкесии останавливалось несколько раз и за год сделало лишь 163 «Ковбоя».
Бесславный конец «частного автомобилестроителя»? Еще нет: братья Деревы сдаваться не собираются. Теперь они всерьез размышляют, не купить ли завод ARO. Правительство Румынии как раз разрывает сделку с Cross Lander и собирается выставить ARO на продажу. По словам Александра Романова, если приобрести ARO не удастся, для «Ковбоя» найдут другие шасси. Китайские например.