К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Программа «365 дней»


У Украины нет плана реформ. Возможно, через год он появится


«Правильно я сделал, выйдя из бизнеса, — говорит в интервью Forbes Виктор Медведчук, бывший глава администрации президента Украины. — Сейчас заниматься бизнесом и быть в политике — это точно камень к ногам».

Медведчука еще недавно считали третьим человеком в украинском государстве. Его называли покровителем мощной финансово-промышленной группы, которую в просторечии именуют «Динамо-Киев». Помимо футбольного клуба, группа контролирует более десятка региональных энергетических компаний, два национальных телеканала, сахарные заводы, банки. Медведчук уверяет, что в 1997 году, став депутатом Верховной рады, он продал все акции, деньги положил в банк и больше не имеет отношения к бизнесу — делами занимается его бывший партнер Григорий Суркис.

Если это правда, то Медведчук хорошо подготовился к новой ситуации на Украине. В ближайший год в национальной экономике может произойти всякое, в том числе передел собственности в ключевых отраслях экономики: сельском хозяйстве и пищевой промышленности, энергетике и прежде всего — в черной металлургии.

 

Главный товар

Сталь для украинской экономики — то же, что нефть для российской. Из 103 млн т стали, выплавлявшихся в СССР, на долю Украины приходилось 49 млн. После распада Союза индустрия переживала кризис. Выплавка стали сократилась к 1998 году вдвое, до 24 млн т. Однако затем отрасль адаптировалась к новым условиям. В 2004 году украинские металлургические комбинаты выплавили уже 39 млн т стали. Помогла мировая конъюнктура: последние три года цены на металл держались на стабильно высоком уровне, а в 2004 году и вовсе взлетели до небес. Рентабельность в отрасли достигает 40%. Естественно, украинский капитал концентрируется сейчас прежде всего в металлургии.

Приватизация отрасли началась в 1999 году. Наиболее привлекательные активы вскоре оказались в собственности четырех влиятельных групп — холдингов System Capital Management (SCM, владелец Ринат Ахметов), «Индустриальный союз Донбасса» (ИСД, основной владелец Сергей Тарута), «Интерпайп» (владелец — Виктор Пинчук, зять Леонида Кучмы) и группы «Приват» (Игорь Коломойский, Геннадий Боголюбов). В руках этих людей сегодня сосредоточены колоссальные ресурсы. Горно-металлургическая индустрия дает 27% ВВП Украины. Экспорт металлов приносит 40% валютной выручки — около $17 млрд в 2004 году. Именно благополучие металлургов обеспечило в последние годы рекордные темпы роста украинской экономики.

 

Последние выборы раскололи стальных магнатов. Ахметов, Пинчук и Тарута поддержали Виктора Януковича. «Приват» принял сторону Виктора Ющенко. Здесь бы, наверное, стоило оценить перспективы тех и других с учетом программы нового правительства Украины — вот только настоящей программы у него пока нет.

В Европу

«У нас, знаете, нет программы «100 дней» или «30 дней», — говорит Сергей Терехин, новый глава украинского министерства экономики и вопросов европейской интеграции. — У нас есть программы: неделя, 10 дней и максимум две недели». Причина проста. Программу, с которой Юлия Тимошенко была утверждена Радой на пост премьер-министра, будущие члены кабинета разрабатывали в дикой спешке, стараясь успеть к назначенному сроку. Тезисы формулировали с единственной целью — добиться их одобрения в Раде.

В итоге, как признают в самом правительстве, получился не перечень конкретных мер, а свод благих пожеланий. Зато он был утвержден. По закону премьер, чью программу утвердила Рада, не может быть отправлен в отставку в течение года. Теперь у экономистов Тимошенко есть целых 12 месяцев на то, чтобы в спокойной обстановке продумать набор ясных мер, которые нужны для достижения цели, сформулированной еще до выборов, — интеграции в Европу, включая (пусть и в отдаленной перспективе) вступление в Европейский Союз.

 

Что это может означать на практике, можно представить, посмотрев на Польшу. За десятилетие реформ западный сосед Украины, уже получивший билет в единую Европу, преобразился. Польша пошла по пути развертывания производств под известными марками. Открыли свои производства автоконцерны FIAT, Daewoo, GM, Volkswagen, MAN, Volvo и Toyota, которые инвестировали в экономику страны в общей сложности около $6 млрд.

Одновременно пришли в упадок такие традиционные отрасли, как та же металлургия. Численность занятых в ней сократилась с 87 000 человек в 1997 году до 30 000 — в 2003 году. Однако последствия депрессии были смягчены структурными изменениями польской экономики — появилось гигантское количество новых малых и средних предприятий. По оценкам Всемирного банка, на них работают более 50% всех занятых и производится до 65% ВВП. Преобразования сопровождались ростом безработицы — до 20% в 2004 году и одновременно увеличением доходов населения — средняя зарплата составляет $900 в месяц.

На Украине безработица на начало 2004 года составляла 3,6%, средняя зарплата — $130, а на предприятия малого и среднего бизнеса приходилось 17% занятых и 20% ВВП (по данным Всемирного банка). Попытка Daewoo наладить производство своих автомобилей на мощностях Запорожского автозавода потерпела неудачу.

Александр Барановский, эксперт Украинского центра экономических и политических исследований, подсчитал, что для проведения ускоренной структурной перестройки украинской экономики и модернизации производства необходимо $40–60 млрд в течение ближайших пяти лет. Где взять такие деньги, учитывая, что с 1992 года Украина привлекла лишь $8 млрд иностранных инвестиций?

Что дальше

Получить дополнительные средства для развития экономики можно за счет вывода украинского капитала из тени. По различным оценкам, теневая экономика производит от 34% до 60% ВВП Украины, весь объем которого составляет около $60 млрд. Как бороться с теневой экономикой? Например, снизить налоги.

 

Не менее популярен и другой подход: привлечь инвестиции, пересмотрев итоги приватизации. Вариантов масса — можно проводить повторные тендеры с повышением цены, а можно заставить нынешних собственников доплатить за уже купленные предприятия.

«Начиная с 2000 года приватизация в Украине проходила по телефонному праву, — обосновывает подобные позиции активистка Социалистической партии, председатель комиссии Верховной рады по приватизации Валентина Семенюк. — Ее проводили президент и его зять Пинчук». Особое возмущение Семенюк вызывает состоявшаяся в 2004 году приватизация «Криворожстали», крупнейшего металлургического комбината Украины. Он, как известно, достался альянсу компаний Виктора Пинчука и Рината Ахметова за $800 млн, в то время как предлагавшая в полтора раза больше российская «Северсталь» не была допущена к конкурсу.

Теперь Семенюк добивается отмены сделки, полагая, что «Криворожсталь» надо оставить в госсобственности. Если в 2003 году рентабельность «Криворожстали» составила 29%, говорит депутат Рады, то в первом квартале 2004 года — 45%. Зачем продавать такой выгодный бизнес? К тому же появится возможность разрушить частную монополию на активы в металлургическом секторе, «и нехай металлом торгуют не только олигархи». К этим заявлениям можно было бы отнестись со скепсисом, однако их автор — кандидат номер один на пост главы Фонда госимущества Украины в правительстве Юлии Тимошенко. Да и сама Тимошенко уже выступила за пересмотр сделки по «Криворожстали».

Что думают металлургические магнаты по поводу намерений забрать у них собственность и деньги для создания новой экономики, в которой металлургия будет играть второстепенную роль, представить несложно. А бывший покровитель олигархов Медведчук опасается, что перетряхиванием кошельков металлургов дело не ограничится: «Ведь не останавливаются на «Криворожстали», а называют десять, двадцать, где-то есть списки и двухсот предприятий, которые надо вернуть в госсобственность или потребовать за них доплату». Бывший глава аппарата Кучмы уверен, что пересмотр итогов приватизации превратит Украину в «инвестиционную пустыню».

 

Впрочем, подождем год — возможно, радикалы пересмотрят свои взгляды раньше, чем будут отменены итоги приватизации.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+