К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Слияние рынков


Торговцы компьютерами готовятся к‑конкуренции с продавцами бытовой техники

У компании «НТ Компьютер» дела идут хорошо. Каждый третий ПК, который продается в розничных сетях Москвы, проходит через магазины этой фирмы — POLARIS и «Техмаркет Компьютерс». В‑2003 году компания продала техники на $365 млн, причем розница дала только 40% выручки.

Но именно ради розничного направления основатель «НТ Компьютер» Сергей Бестужев рискует бизнесом — он намерен влезть в долги, чтобы за три года впятеро расширить сеть своих магазинов. Дело не в том, что у Бестужева изменился подход к бизнесу — другим стал товар, которым он торгует.

РАЗНЫЕ ФОРМАТЫ.

Компьютеры питаются от электросети, как простые утюги. У них есть экран, как у телевизора. Системный блок — урчащий белый короб вроде холодильника. Но до последнего времени торговцы компьютерами и бытовой электроникой существовали в разных мирах.

 

Изначально компьютер — устройство для работы. Потому еще в конце 90-х среди покупателей ПК преобладали искушенные в вопросах техники люди и корпоративные клиенты. Они хотели не телевизор в красивой коробке, а прибор с определенными параметрами, которые можно было бы прямо на месте «подогнать» под решение конкретных задач. Соответственно покупатель желал бы встретить в торговом зале человека с более высокой квалификацией, чем консультант по пылесосам.

К тому же конкуренция производителей приводила к тому, что все более совершенные модели сменяли друг друга со скоростью времен года. Появившись на рынке, техника тут же начинает дешеветь — на 3–5% в месяц. «Я помню, как еще в 1998 году представители компании Intel говорили на встрече с крупнейшими торговыми домами разных стран: господа, если вы не продали нашу продукцию за шесть месяцев, ваши деньги пропали», — рассказывает президент РАТЭК (Российская ассоциация торговых компаний и производителей электробытовой и компьютерной техники) Александр Пляцевой.

 

В сетях бытовой электроники цены менялись не столь быстро, и товар можно было держать на складе до 2–3 месяцев. Торговцы телевизорами и холодильниками не выказывали желания выстраивать отдельный бизнес-процесс для торговли сложной компьютерной техникой. По словам Александра Пляцевого, гипермаркеты электроники обычно размещают на полках компьютерную технику просто для ассортимента — «в универмаге должно быть все». В свою очередь «умельцы» из компьютерного мира не занимались утюгами и пылесосами, чтобы не портить свой имидж как специалистов по серьезной технике.

Но ситуация меняется. Очередная технологическая революция привела к тому, что многие домашние развлечения стали цифровыми. Еще в 2003 году в американских пунктах видеопроката число взятых DVD-дисков превысило число видеокассет. В прошлом году американская компания Eastman Kodak сообщила, что уже в ближайшем будущем прекратит продажу традиционных фотоаппаратов в США, Канаде и Европе. «Пленочным» камерам на смену приходят цифровики и сотовые телефоны со встроенной камерой. О кассетных магнитофонах уже можно не вспоминать.

Применение компьютеров в быту серьезно расширилось. С их помощью составляют альбомы цифровых фотографий, смотрят видео, качают из интернета музыку и записывают ее на CD, общаются по ICQ. Профессиональный аппарат превращается в товар массового спроса. «Когда-то и калькулятор считался сложным прибором, для них программы писали. Сегодня их продают даже в продовольственных магазинах», — говорит глава «НТ Компьютер» Сергей Бестужев в интервью Forbes.

 

С другой стороны, торговля бытовой техникой становится все более похожей на компьютерный бизнес. «И в домашней электронике и бытовой технике теперь все быстрее сменяется модельный ряд, — рассказывает председатель совета директоров компании «Мир» Александр Кабанов. — Большим гипермаркетам техники приходится все более оперативно отслеживать устаревание ассортимента, к чему давно привыкли компьютерщики».

ОДИН РЫНОК.

В 2000 году, по данным исследовательской компании ITResearch, в России было продано 1,68 млн компьютеров. В 2003 году — уже 3,7 млн. Масштабный рост обеспечили в том числе домашние пользователи. В 2004 году в России на 100 семей приходилось уже 11 компьютеров. В октябре на открытии выставки «Инфоком» в Москве глава Мининформсвязи Леонид Рейман предрек России компьютерный бум. Опыт других стран, по словам Реймана, показывает: после преодоления десятипроцентного рубежа темпы компьютеризации возрастают. Рост может быть сколь угодно большим. В США, к примеру, домашний компьютер есть у 66% семей, а в Швейцарии — у 71%.

[pagebreak]

И компьютерщики, и торговцы электроникой говорят о том, что через 2–3 года будут торговать практически одним и тем же — цифровой техникой нового поколения. «Происходит процесс взаимопроникновения рынков», — подтверждает Александр Кабанов. Свои условия новому рынку будет диктовать массовый покупатель — человек, который обращает внимание больше на дизайн и мультимедийные возможности компьютера, чем на возможность его переконфигурации.

С таким клиентом торговцы бытовой электроникой работать умеют. «Заинтересованность россиян в компьютерах выросла, и большие сети электроники явно обозначили свое желание заниматься этой техникой», — говорит Александр Пляцевой. Компьютерная революция в торговых залах российских грандов электроники («М.Видео», «Мир», «Эльдорадо» и др.) еще не произошла, но компьютерщики уже готовятся к ней.

 

«Своими конкурентами мы видим любые хорошо организованные торговые сети», — заявляет Бестужев. Крупная сеть имеет возможность получить минимальные цены у поставщиков, снизить до минимума издержки и держать низкие цены при сохранении рентабельности. Чтобы не проиграть, глава «НТ Компьютер» запланировал рывок в розницу. За 2–3 года его 36 магазинов должны превратиться в 150, в их числе 50–70 франчайзинговых (сегодня все магазины на 100% принадлежат самой компании). Для финансирования программы «НТ Компьютер» собирается выпустить в 2005 году облигационный заем на сумму до $50 млн.

В духе времени (взаимопроникновение так взаимопроникновение!) ассортимент товаров будет расширен — в POLARIS уже торгуют радиоприемниками и сотовыми телефонами, цифровыми фотоаппаратами, DVD-проигрывателями и домашними кинотеатрами. Для создания специализированной торговой точки хватает помещения в 100 кв. м. Расширение формата требует расширения пространства. Поэтому новые магазины Бестужева будут иметь площадь 400–500 кв. м.

Расширением ассортимента и увеличением числа магазинов занялись и в другой крупной сети компьютерной розницы — «Белый ветер». Правда, «Белый ветер» говорит о планах лишь на ближайший год, но действует по той же схеме: сегодня у компании 19 магазинов, за год их число хотят увеличить до 40. Эта компания, по словам ее руководителя Юрия Дубовицкого, относится к займам «с осторожностью».

«Если компьютерщики захотят продавать тот же ассортимент, что и мы, — добро пожаловать в наш мир жесткой конкуренции за большие качественные торговые площади. Нам самим их не хватает», — улыбается председатель совета директоров компании «Мир» Александр Кабанов.

 

Впрочем, у Сергея Бестужева есть запасной вариант — если «НТ Компьютер» не сможет стать конкурентом крупных сетей бытовой электроники, она станет их поставщиком. По словам Бестужева, его фирма уже сейчас выпускает компьютерную технику по заказам других компаний под их марками.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+