К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Герой бондианы


Как стать самым известным человеком на рынке объемом $8 млрд и сколько можно с этого получить

Сергей Лялин никогда не мечтал стать предпринимателем. Пока его однокурсники по экономфаку Санкт-Петербургского государственного университета искали, где бы заработать, Сергей был увлечен наукой. Окончив вуз в 1997 году, он устроился аналитиком в одну из питерских инвестиционных компаний. А в 1999-м без отрыва от работы засел за диссертацию, тема которой звучала довольно странно: «Развитие рынка корпоративных облигаций в России».

Тут следует пояснить: никакого рынка корпоративных облигаций в нормальном смысле этого слова в те времена не было. Лялина это не слишком волновало — им двигал исключительно научный интерес. Собирая материалы для работы, Лялин решил размещать их в интернете. Сначала у него была домашняя страничка на бесплатном публичном сайте, а весной 2000-го Сергей потратился на регистрацию собственного домена Cbonds.ru (от словосочетания corporate bonds). На своем сайте молодой аналитик объяснял, как устроен рынок корпоративных облигаций, и приводил данные по всем существовавшим на тот момент выпускам. Это было хобби увлеченного теорией фондового рынка человека, не более. Возможно, сайт Лялина так и остался бы в одном ряду с веб-страницей клуба российских любителей фокстерьеров или какой-нибудь онлайн-коллекцией автографов, если бы не одно обстоятельство — рынок облигаций начал расти.

В конце апреля 2000 года, когда Cbonds.ru только открылся, объем рынка составлял $600 млн; большинство выпусков не предназначались для инвесторов — компании использовали облигации в сложных расчетных схемах. Но постепенно многие стали понимать, что облигации — это удобный способ занять деньги, не закладывая активы и не теряя контроля над компанией. К концу 2001 года объем рынка увеличился уже до $2,2 млрд; облигации выпустили 47 компаний. Меж тем сайт Лялина был единственным в своем роде — любой, кто хотел найти в интернете информацию по облигациям, прямиком попадал на Cbonds.ru. Когда однажды на сайт зашло больше 10 человек за сутки, Лялин не поверил своим глазам: «Я даже бутылку шампанского купил — такой был праздник».

 

Растущая популярность облигаций навела Лялина на мысль, что его любительский сайт может приносить деньги. К тому же сразу два человека — оба из банковского сообщества — предложили ему помочь с инвестициями. Получив от новоявленных партнеров $25 000, Лялин зарегистрировал летом 2001 года фирму ООО «Сбондс.ру», купил сервер помощнее домашнего компьютера, взял в штат еще одного аналитика и нанял на полставки бухгалтера.

Зарабатывать деньги предполагалось на продаже обзоров рынка. Поначалу бизнес не клеился. «Иногда я в конце месяца просил родителей одолжить денег, чтобы выплатить зарплату сотрудникам», — признается Лялин. И так продолжалось вплоть до 2002 года, пока на облигационном рынке не начался настоящий бум.

 

Долговые бумаги бросились выпускать все: федеральное правительство, региональные администрации, компании средней руки. Резко вырос и вторичный рынок — банки охотно скупали облигации и играли на их курсе. А инвестиционные компании боролись за право консультировать эмитентов, желающих выпустить бонды. Cbonds.ru тщательно собирал и классифицировал информацию обо всех выпусках, выкладывал аналитические отчеты ведущих инвестиционных компаний, предоставлял доступ к архиву торгов. В феврале 2003 года посещаемость Cbonds.ru впервые преодолела отметку 1000 человек в день.

В Cbonds.ru потекли деньги от продажи рекламы. Сейчас на сайте постоянно вывешиваются баннеры всех ведущих инвестиционных банков. Такого набора клиентов нет ни у одного другого российского сайта, и ни один другой специализированный финансовый сайт не может похвастаться такими доходами от рекламы, которые есть у Cbonds.ru. «Мы старались выстроить длительные отношения с рекламодателями, размещая объявления не на неделю, а на три месяца или на год. Цены у нас довольно низкие, но зато мы гарантированно зарабатываем в квартал около $50‑000, или $200‑000 в год», — поясняет Лялин. Для сравнения: посещаемость сайта Bankir.ru, где можно отыскать любую информацию о банках, в пять раз больше, чем у Cbonds. Сколько Bankir.ru зарабатывает на рекламе? Основатель сайта Михаил Лапушинский точными цифрами не делится, но, по его словам, номинальная стоимость рекламы на Bankir.ru составляет $50‑000 в месяц, а реализовать этот потенциал удается лишь на 20%. Выходит, около $120 000 в год.

Создав вокруг сайта сообщество заинтересованных людей, Лялин решил перетащить своих клиентов в офлайн. С‑прошлого года Cbonds.ru стала устраивать для участников рынка платные конференции. Петербургская прописка фирмы оказалась неожиданным подспорьем в этом деле. Основные облигационные деньги крутятся в Москве, но банкирам скучно посещать семинары в‑собственном городе, другое дело — выехать на пару дней в Питер за счет работодателя. К тому же Лялин не жалеет денег на то, чтобы заманить сообщество‑банкиров и аналитиков к себе в гости. Для первой конференции, которую посетили 160 человек (в основном москвичи), Лялин снял зал в гостинице «Балтийская звезда» рядом с отреставрированным Константиновским дворцом — резиденцией президента. Гостей сводили во дворец на экскурсию, а вечером устроили праздничный фейерверк. На этот антураж ушли почти все заработанные организаторами конференции $25‑000. «Зато людям понравилось, все запомнили», — оправдывается Лялин.

 

Действительно: вторая конференция, проведенная в Киеве, уже принесла прибыль. А размах третьего форума, устроенного в декабре в Питере, вполне оправдывал его громкое название «Российский облигационный конгресс-2004»: двухдневная программа; почти четыре сотни участников; три «генеральных спонсора» («Банк Москвы» и др.); три «официальных партнера» (Райффайзенбанк и др.); четыре «спонсора» плюс поддержка всех основных торговых площадок и национальной ассоциации участников рынка. Доходная часть бюджета конференции составила $180‑000. Даже с учетом щедрых трат — аренда Таврического дворца, экскурсия на пивзавод «Балтика» (с дегустацией) и вечеринка с участием группы «Чиж и Ко» — прибыль получилась немалой. По итогам 2004 года трем владельцам компании — Лялину, у которого крупнейшая доля, и двум его первым инвесторам — уже будет что делить. Прибыль составит около $70‑000 при выручке в $500‑000; штат «Сбондс.ру» — 12 человек.

Тем временем рынок корпоративных облигаций достиг уже $8 млрд и у Сbonds.ru появились конкуренты. В этом году сразу два крупнейших сетевых информагентства — РБК и «Финмаркет» озаботились созданием собственных сайтов, посвященных облигациям, — rusbonds.ru и quote.ru соответственно. Возможно, они и смогут оттянуть часть посетителей у Лялина, но костяк облигационного сообщества вряд ли переместится к ним. «Планы собрать комьюнити у нас есть, но это долгосрочные планы; в этом смысле со Cbonds конкурировать очень сложно», — говорит менеджер проекта rusbonds.ru Сергей Кошелев.

«Конференции Лялина воспринимаются теперь сообществом как ежегодное событие, к которому готовятся и которого ждут, — расхваливает проект Анастасия Шамина, аналитик по корпоративным облигациям Банка Зенит. — Лялин стал человеком-брэндом». Звучит неплохо для предпринимателя, начавшего свою бизнес-карьеру с диссертации на скучную тему.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+