К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Проценты в портфеле


Пять советов тем, кто готов вложить деньги в корпоративные облигации

Во что инвестировать? Есть паевые фонды, банки, акции. Но существует финансовый инструмент, который абсолютно незаслуженно обойден вниманием. Речь идет о корпоративных облигациях.
Этот рынок в два раза моложе рынка акций — первые долговые бумаги компаний начали торговаться на ММВБ лишь пять лет назад. Список эмитентов тогда ограничивался крупнейшими холдингами вроде РАО «ЕЭС России» или ЛУКОЙЛа. Сейчас на рынке есть бумаги небольших компаний из самых разных отраслей: облигации выпускают строители, производители пива и кетчупа, импортеры фруктов. Бумаги небольших компаний относят ко второму или же третьему эшелону — в противовес эшелону первому, в который входят самые ликвидные облигации крупнейших компаний. Доходность по бумагам строителей, например, этим летом доходила до 26% годовых, и частные инвесторы стали рассматривать инвестиции в облигации как альтернативу банковским вкладам.
По данным ММВБ, за пять лет 198 компаний выпустили облигаций на общую сумму почти $9 млрд. При этом в стране есть еще примерно 700–1000 перспективных предприятий, способных предложить рынку облигационные займы. Пока обороты по облигациям в несколько раз ниже, чем по акциям, — за три первых квартала 2004 года объем вторичных торгов акциями на ММВБ составил $71 млрд, а корпоративными облигациями — $10 млрд, но, судя по прогнозам, этот рынок будет быстро расти.
Интересный факт: профессиональные аналитики и трейдеры часто вкладывают свои собственные деньги в корпоративные облигации. Просто они не любят говорить об этом открыто.
«Я не пытаюсь гнаться за спекулятивной составляющей облигации; стараюсь ограничить себя бумагами, в которых мой основной доход складывается из купонного дохода. Выбираю бумаги второго–третьего эшелонов с доходностью от 14% до 19%», — говорит аналитик по облигациям одного из банков.
Коллеге вторит сотрудник крупной инвестиционной компании: «Я рассматриваю корпоративные облигации только как альтернативу депозиту. Несмотря на то, что я профессионал, у меня нет времени управлять портфелем, да и просто лень. Я беру третий эшелон, те компании, которые знаю».
Так много, как на акциях, на этом рынке не заработаешь, но зато и не потеряешь. Единственная опасность — крах компании. Пока в России было всего три дефолта — по облигациям банков «Кредиттраст», Содбизнесбанк и Промэксимбанк, которые лишились лицензии во время летнего кризиса.
Универсальных рецептов для тех, кто собирается инвестировать в корпоративные облигации, никто не дает — здесь действуют те же правила, что и на других рынках: чем выше риск, тем большую доходность можно в результате получить. И все-таки можно предложить несколько базовых рекомендаций.

Не считайте себя умнее рынка

Покупая облигации компании, вы становитесь ее кредитором. Как убедиться в том, что долг вернут? Провести самостоятельно полноценный кредитный анализ компании сложно. Но в целом можно ориентироваться на ту доходность, по которой облигации торгуются. «Рынок сегодня достаточно эффективный, и та доходность, которая предлагается, так или иначе соответствует риску», — говорит начальник отдела инвестиционно-банковских операций Райффайзенбанка Павел Гурин.
Облигации третьего эшелона, доходность по которым превышает 15%, часто называют «мусорными», то есть имеющими достаточно высокий кредитный риск. Впрочем, в России это понятие пока очень условное. У многих российских эмитентов корпоративных облигаций нет кредитного рейтинга, многие не раскрывают свою финансовую отчетность. Это не позволяет аналитикам сделать точные оценки, и компанию на всякий случай считают более рискованной, чем она есть на самом деле. Высокая доходность может объясняться не только тем, что у эмитента слишком много долгов или он подвержен политическим рискам, но и тем, что отрасль, в которой он работает, считается высокорискованной (взять тех же строителей).
Опытные трейдеры и аналитики не советуют бросаться на бумаги с доходностью выше 20% — слишком рискованно. Но рынок может и ошибаться. Весной этого года все ждали дефолта по облигациям Московского комбината хлебопродуктов (МКХ). Компания успела подпортить себе репутацию — задержала на один день выплату по купону. Аналитики говорили, что у МКХ нет денег и комбинат не сможет погасить бумаги. За три недели до погашения облигации можно было купить за половину от номинала, а доходность без учета купонного дохода составляла 1500% годовых. Но 16 марта 2004-го МКХ, как и обещал, погасил облигации — взял кредит в банке и расплатился.
Вряд ли те, кто рискнул купить бумаги по такой астрономической доходности, могли спать спокойно, но в результате они за короткий срок удвоили свой капитал. Кто-то из аналитиков тогда пожалел, что дефолта не произошло и отчаянные инвесторы не были наказаны.

«Мусорные» облигации не так страшны

Подавляющее большинство частных инвесторов покупают бумаги именно третьего эшелона. Облигации с доходностью ниже 14% им просто неинтересны — после вычета 13% подоходного налога доходность с 14% уменьшается до 12,2%, а это уже сравнимо со ставками по депозитам банков второго круга.
К тому же третий эшелон обычно проще купить — здесь можно найти маленькие лоты, выставленные на продажу, — по 20–50 штук (20‑000 — 50‑000 рублей). «Физическому лицу намного легче оперировать бумагами третьего эшелона, чем инвестиционному банку, который вкладывает по 10 млн рублей. Чтобы собрать «мусорные» облигации на такую сумму, у банка уйдет неделя. В этом секторе явное преимущество у маленьких лотов и у физлиц», — говорит аналитик Банка Зенит Анастасия Шамина.
Всегда разумно покупать не одну бумагу, а несколько. Диверсифицированные портфели облигаций с высокими рисками позволяют снизить совокупный риск: если с кем-то из выбранных эмитентов что-то случится, то доход по остальным бумагам перекроет потери.

 

Начинайте с «коротких» бумаг

Для начала лучше выбирать облигации, до погашения которых остается не так много времени — от года до полутора лет. Если бумага с высокой доходностью выпускается на три–пять лет, эмитент, как правило, через год проводит оферту — досрочно выкупает облигации. То есть максимум через год, если бумага разонравится, ее можно будет продать, получив фиксированную доходность. В таких случаях доходность бумаг обычно рассчитывается не к погашению, а к оферте.
«Длинные» бумаги, например облигации «Газпрома», с погашением в 2007 году и доходностью 7,5% инвесторы покупают для осуществления спекулятивной игры — когда бумаги приобретаются и продаются по нескольку раз за короткие промежутки времени. За счет этого можно добиться высоких результатов, но только если подходить к делу профессионально. «Нет смысла постоянно следить за тенденциями рынка, напрягаться и рисковать, если можно сразу купить годовую бумагу с доходностью 15–17% и спокойно сидеть в ней до погашения без всяких спекуляций», — считает Шамина.
Спекулировать, правда, можно и на облигациях третьего эшелона. «Как правило, когда формируется тенденция к росту котировок, сначала дорожают наиболее ликвидные облигации, а спрос на остальные долговые инструменты приходит несколько позднее. Таким образом, существует возможность «прокатиться» на волне роста несколько раз — сначала купить наиболее надежные облигации, а затем переложить деньги в другие бумаги», — говорит начальник отдела анализа рынка долговых обязательств Вэб-инвест Банка Владимир Малиновский. Но новичкам пользоваться этой стратегией он не советует.

Первичный рынок выгоднее

Покупая облигацию в ходе первичного размещения, как правило, можно получить премию к рынку. Эмитент, которому за один день нужно продать огромный объем новых бумаг, старается отвлечь инвесторов от вторичного рынка, предлагая более высокую доходность. По правилам, после первичного размещения бумага блокируется на время регистрации и месяц не торгуется. За это время рынок может сильно измениться, поэтому в доходность на первичном размещении закладывается и риск падения цены.
Например, 5 октября 2004 года состоялось размещение третьего выпуска одного из крупнейших региональных операторов мобильной связи, самарской компании СМАРТС. Доходность бумаги к годовой оферте тогда составила 15,7% годовых. Для сравнения: на тот момент доходность по облигациям первого выпуска этой компании, до погашения которых оставался один год, составляла на ММВБ 13,6%, то есть инвесторы получили 2% премии по доходности.
Еще одно преимущество первичного размещения: цена устанавливается одинаковая для всех покупателей. Для частных инвесторов, располагающих небольшими суммами, это выгодно, так как на вторичном рынке  маленькие лоты часто продают дороже, чем большие.
Поучаствовать в первичном размещении так же просто, как и купить бумаги на вторичном рынке. Единственная хитрость — правильно указать в заявке размер купона. Ориентировочно эту ставку можно определить, почитав накануне размещения отчеты аналитиков на сайтах брокеров или на специализированных порталах вроде www.cbonds.ru или www.rusbonds.ru. Организаторы выпусков обычно заранее публикуют прогнозируемую ставку купона или доходность по новым облигациям.

 

Ловите момент

Рынок корпоративных облигаций, как и любой другой, цикличен (см. график на стр. 156). Последний пик роста доходностей прошел в июле 2004 года и с тех пор они постепенно снижаются.
Прогнозировать, куда пойдет рынок, всегда сложно, но можно придерживаться некоторых общих правил. В‑первую очередь полезно следить за динамикой обменного курса: когда доллар дорожает, интерес к рублевым инструментам у банков падает; когда рубль укрепляется — наоборот.
Цены на облигации падают, когда в банковской системе наступает дефицит свободных рублевых ресурсов (тогда банки, крупнейшие держатели облигаций, начинают от них избавляться). Если ставки по межбанковским кредитам «овернайт» (их можно посмотреть на сайте Центробанка www.cbr.ru) находятся в пределах 2% годовых — дефицита рублей нет. Если же банки кредитуют друг друга уже под 2–6% годовых, они, скорее всего, снизят активность на рынке облигаций, и цены пойдут вниз.
Но увлекаться предсказанием будущего не стоит — если вы нашли интересную бумагу и будете месяцами ловить момент, чтобы ее приобрести, эффективность ваших вложений снизится из-за потери времени.

Их мало. Пока...

Частных лиц, ведущих самостоятельную игру на бирже, в России не так много. Но их число постоянно растет. По оценкам экспертов Московской межбанковской валютной биржи, на конец 2003 года физические лица открыли около 60‑000 счетов брокерского обслуживания, а сегодня их уже в полтора раза больше — 90‑000. При этом 20‑000 счетов используются активно — по ним проходит больше двух сделок в неделю. Подобный прогресс оказался возможным в основном благодаря интернет-трейдингу — услугу торговли по Сети предлагают сейчас большинство брокерских компаний.
Число же инвесторов, вкладывающих деньги в корпоративные облигации, пока ничтожно мало. По словам генерального директора ММВБ Александра Потемкина, их немногим больше 700 человек. И на них приходится всего 0,5% оборота вторичного рынка.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+