Запасы нефти на планете скоро иссякнут? Вовсе нет. Просто нефтяникам придется добывать сырье в новых, сверхтяжелых условиях
Плохая новость для потребителей нефти: последние пять лет мировой спрос ежегодно рос на 1,5%, в‑то время как добыча прибавляла всего по 0,2%. Как результат мы видим резкий рост цен. Хорошая новость: на этот скачок цен наконец обратили внимание нефтяные компании.
Большинство легкодоступных месторождений — за исключением ближневосточных, западноафриканских и российских — почти истощены. В Северной Америке затраты на добычу одного барреля нефти возросли с $5 в 1999 году до $11, а в Европе — с $11 до $18. Чтобы разведывать новые месторождения, приходится либо иметь дело с диктаторскими режимами, либо искать нефть на дне океана или в песках. И то, и другое стоит больших денег. «Перспективных мест мало, они находятся далеко друг от друга, — говорит Луис Гальярди, нефтяной аналитик из американской фирмы John S. Herold Inc. — Образно говоря, нефтяным компаниям нужно все время бежать вперед — и довольно быстро, — для того чтобы хотя бы остаться на месте».
Но это если за баррель нефти дают $20. С учетом же того, что пятилетние фьючерсные контракты на поставку нефти заключаются сейчас по $34 за баррель, выгода от долгосрочных проектов значительно возрастает. «Нефти по-прежнему много. Другое дело, что сегодня затраты на разработку труднодоступных месторождений вдвое больше, чем десять лет назад, — говорит Джордж Гаспар, аналитик компании Robert W. Baird. — Но высокие цены на нефть — это стимул, который заставит нефтяников заняться поиском новых месторождений». По оценкам министерства энергетики США, объем запасов жидких углеводородов в земной коре эквивалентен 7,6‑трлн баррелей нефти (включая запасы газа и нефтеносных песков). Этого хватит на 170 лет.
Время вкладывать деньги
До того как цены на нефть пошли вверх, крупнейшие международные компании, так называемая «Большая пятерка», тратили на разведку и добычу $47 млрд в год — и получали все меньше отдачи с каждого доллара. Теперь ситуация меняется. По прогнозам John S. Herold, нефтяная отрасль заработает в этом году $137 млрд чистой прибыли (5 лет назад этот показатель составлял $46 млрд). Это означает, что нефтяные компании в течение ближайших двух лет смогут без особого усилия позволить себе капиталовложения в размере $180 млрд в год.
Из всех пяти компаний агрессивнее других ведет себя ChevronTexaco, которой нужно срочно улучшать свои показатели. По данным Simmons & Co., средний уровень рентабельности используемых компанией капиталовложений составил за последние пять лет всего 13% — против 17% у лидера «пятерки» ExxonMobil. ChevronTexaco отстает от конкурентов и по объемам запасов нефти (см. таблицу на стр. 43). И это притом, что вот уже 5 лет компания опережает их по числу пробуренных разведывательных скважин. Заместитель гендиректора ChevronTexaco Питер Робертсон клянется, что к 2008 году объемы ежедневной добычи значительно вырастут и все расходы на геологоразведку начнут окупаться. «Если я не добьюсь поставленных целей, — говорит Робертсон, — меня попросту уволят».
Все, что может, ChevronTexaco инвестирует в дорогостоящие проекты. В ближайшие десять лет объем затрат составит порядка $50 млрд. Во что компания собирается вкладывать деньги?
— В бурение глубоководных скважин — к 2010 году 10% всей нефти в мире будет добываться со дна океана;
— в страны бывшего СССР;
— в освоение месторождений тяжелой нефти в Венесуэле и нефтеносных песков в Канаде;
— в добычу и транспортировку газа.
Подводный мир
В ноябре прошлого года ChevronTexaco пробурила в районе морской впадины Аламинос, что в Мексиканском заливе, самую глубокую скважину в мире. Впервые в истории бур был погружен в воду на глубину более чем 3‑км. После того как он достиг морского дна, буровая установка корабля Discoverer Deep Sea углубилась в земную кору еще на 6,5 км. Проект обошелся компании в $50 млн. Во время таких сложных работ корабль должен сохранять полную неподвижность — это достигается за счет шести винтов с лопастями в 4,5 м, поворачивающимися на 360 градусов. Сориентированные в толще воды при помощи спутниковой системы позиционирования и звуковых маячков, установленных на дне, винты могут удерживать корабль в заданной точке даже при скорости ветра в 155 км/ч. Работу винтов и бурового оборудования обеспечивают корабельные генераторы, вырабатывающие 37 мегаватт энергии — этого хватит для жизнеобеспечения города с населением 35‑000 человек. При работе на таких глубинах ключевым элементом бурового оборудования становится предохранитель от взрывов нефтяных скважин, который весит до 300 т. Предохранитель закрывает скважину, удерживая в недрах земли нефть, которая находится под сверхвысоким давлением (1 т на кв. см).
Предполагалось, что подводный пласт, получивший имя Толедо, содержит не менее 200 млн баррелей нефти. Однако скважина на поверку оказалась сухой.
Более удачным был другой глубоководный проект ChevronTexaco — скважина Таити, пробуренная совместно с EnCana и Shell в 2000 году в районе морской впадины Грин-Каньон в Мексиканском заливе, в 160 км от побережья США. Запасы нефти на Таити оцениваются в 500 млн баррелей. Начало разработки месторождения намечено на 2007 год. В прошлом году ChevronTexaco пробурила еще одну скважину под водой — Тонга. Глубина в месте бурения составила «всего» 1,5 км, но затем бур углубился в земную кору на рекордные 9,5 км. Как и в случае с Таити, в ходе бурения пришлось пробиваться сквозь слой осадочных пород толщиной 3,3 км.
Сейчас самым глубоководным из действующих нефтяных месторождений является На Кика — совместный проект Royal Dutch/Shell и BP. Нефть добывается здесь с глубины 2,1 км с плавучей платформы. При попытке проникнуть глубже — как и в случае со злосчастным Толедо — возникает серьезная проблема. «Мы знаем, как бурить сверхглубокие скважины под водой, но мы еще не умеем добывать нефть с таких глубин», — говорит глава подразделения геологоразведки компании North American Раймонд Уилкокс. «Не беспокойтесь, — парирует его коллега из ChevronTexaco Джордж Киркленд. — Если мы обнаружим на глубине 3 км месторождение мощностью 1 млрд баррелей, то в кратчайшие сроки ликвидируем технологический разрыв, мешающий его разработке».
Иного рода проблемы возникают у берегов Ньюфаундленда, в самом сердце «долины айсбергов». ChevronTexaco надеется найти в этом районе месторождение мощностью не менее 500 млн баррелей. В случае успеха компания намеревается построить здесь платформу наподобие работающей неподалеку Hibernia, которая принадлежит ExxonMobil (ChevronTexaco в этом проекте имеет долю 27%). При массе 1,2 млн тонн эта платформа может выдержать столкновение с айсбергом весом в 1 млн тонн.
Настоящий ажиотаж царит сейчас у берегов Нигерии, Анголы и Экваториальной Гвинеи. ChevronTexaco намерена в ближайшие три года вложить $3,4 млрд в разработку у берегов Западной Африки подводных месторождений совокупной мощностью более 1 млрд баррелей. Одно из них — Агбами, запасы которого оцениваются в 800 млн баррелей, находится на глубине 1,5 км. ChevronTexaco принадлежит самая большая доля в этом проекте, и компания надеется, что объем ежедневной добычи достигнет 250 000 баррелей вскоре после начала эксплуатации месторождения, намеченного на 2007 год.
Back in the USSR
Россия и бывшие республики СССР производят 13% всей мировой нефти, добывая ежедневно 9 млн баррелей, — по этому показателю их опережает только Саудовская Аравия. Подтвержденные запасы нефти здесь составляют 77 млрд баррелей, и большинство месторождений остаются неразработанными.
Конечно, один из самых серьезных сдерживающих факторов — политические риски. Однако потенциальная прибыль настолько велика, что в Россию стремятся многие западные компании. BP в прошлом году подписала $6-миллиардное соглашение с ТНК, ConocoPhillips достигла соглашения о‑покупке 8-процентного пакета акций ЛУКОЙЛа, а ChevronTexaco, у которой отличные позиции в Казахстане, на российском рынке пока не везет. В‑прошлом году компания намеревалась, по слухам, приобрести 25-процентный пакет акций компании ЮКОС за $4 млрд, но‑после ареста Ходорковского председатель совета директоров и генеральный директор ChevronTexaco Дэвид О’Рейли к сделке охладел. Эта неудача усугубила для компании и без того неутешительные итоги года — несколькими месяцами раньше Москва аннулировала право ChevronTexaco на участие в разработке богатого нефтью проекта «Сахалин-3».
Однако О’Рейли не сдается. Уроженец Дублина, начинавший свою карьеру в Chevron 36 лет назад простым инженером, он давно научился терпению. «Россия — один из тех рынков, на которых мы хотели бы присутствовать», — говорит он. В начале июля О’Рейли побывал с визитом в Москве, где обсуждал с министром промышленности и энергетики Виктором Христенко возможность серьезных инвестиций в российскую экономику. «В‑долгосрочной перспективе российский рынок очень привлекателен, но меня пугает «дело ЮКОСа», — говорит Джордж Киркленд, глава подразделения ChevronTexaco, отвечающего за разведку и эксплуатацию нефтяных месторождений за рубежом. Предложенное недавно объединение «Газпрома» и «Роснефти», в результате которого должна возникнуть крупнейшая в мире энергетическая компания, также привлечет внимание западных инвесторов. (Chevron недавно объявила о подписании договора с «Газпромом», которым предусмотрено ее участие в разработке газовых месторождений и в проектах, связанных с экспортом газа.)
Много дел у Chevron и по соседству. Тенгизское месторождение в Казахстане содержит от 6 млрд до 9 млрд баррелей извлекаемой нефти. Чтобы заполучить эти запасы, Chevron пришлось долго играть в политический футбол: сначала, в конце 1980-х, с советскими властями, а после падения СССР — с Назарбаевым. Наконец, в 1993 году договор с правительством Казахстана был подписан, и с тех пор компания, ставшая владельцем 50% акций СП TengizChevroil, вложила с партнерами в развитие инфраструктуры и в бурение скважин более $10 млрд.
Когда Chevron начинала работать в Казахстане, расходы на транспортировку сырой нефти составляли $6 за баррель, а сама нефть поставлялась в железнодорожных цистернах. Сейчас, когда объем ежедневной добычи достиг 250 000 баррелей, транспортировка нефти обходится в $3‑за баррель — в Новороссийский порт нефть доставляется по трубопроводу КТК.
В Казахстане Chevron приходится решать и‑другие проблемы. Нефть, добываемая на Тенгизе, насыщена соединениями серы, вызывающими коррозию, поэтому перед закачкой в нефтепровод ее необходимо частично очищать. Полученная в ходе очистки сера складируется близ города Атырау — восьмиметровыми холмами. Здесь же, в Атырау, в скважины ежедневно закачивается 6,7 млн кубометров газа, который увеличивает давление и тем самым способствует выходу нефти на поверхность. Благодаря этой технологии к 2008 году объем добычи нефти на Тенгизском месторождении достигнет 800 000 баррелей в день (доля ChevronTexaco составит 350 000 баррелей в день) — это 1% общемировой потребности в нефти.
Как не увязнуть в песке
Высокие цены сделали также перспективными разработку нефтеносных песков и добычу тяжелой нефти. Пробные разработки ChevronTexaco намерена осуществить в Канаде и Венесуэле, где запасы «нестандартной» нефти, по мнению специалистов компании, составляют более 2 трлн баррелей.
В Канаде ведутся самые крупные в мире разработки нефтеносных песков — тяжелых почв, насыщенных битумом. ChevronTexaco принадлежат 20% в шахте Атабаска — проекте, тянущем на $4 млрд и реализуемом компанией Shell. Ежедневно эта шахта дает 134‑000 баррелей нефти. В огромном песчаном карьере гигантские экскаваторы 100-тонными ковшами грузят песок в мощные самосвалы. Извлечение битума из песка и глины и его последующая переработка в нефть путем расщепления длинных молекул углеводородов на более мелкие — дорогостоящий и энергоемкий процесс. Баррель такой синтетической нефти обходится не дешевле $10. Для сравнения: себестоимость барреля ближневосточной нефти — $3.
Добыча и переработка тяжелой нефти также сопряжены с технологическими трудностями. ChevronTexaco принадлежат 30% в проекте по разработке месторождения тяжелой нефти Хамака в Венесуэле. Запасы здешней нефтяной провинции оцениваются в 30 млрд баррелей. Тяжелая нефть представляет собой взбитый в пену мусс, который выкачивают из скважины, но, прежде чем отправить потребителям, смешивают с обычной нефтью. Себестоимость одного барреля здесь — $13. К сегодняшнему дню ChevronTexaco и ее партнеры инвестировали в Хамаку более $3,8 млрд. Понятно, что окупаться проект будет очень долго.
Давить на газ
По мере истощения легкодоступных запасов сырья нефтяники все чаще обращают свои взоры на природный газ. В совокупном объеме углеводородов, добываемых BP и ExxonMobil, на долю метана приходится уже 45%, и, возможно, в ближайшие десять лет эти компании будут добывать больше газа, чем нефти. ChevronTexaco и тут пока в отстающих — в общем объеме производимой компанией продукции на долю природного газа приходится лишь 27%.
Впрочем, этому есть объяснение: дело в том, что газ очень трудно транспортировать через океан. Требуются танкеры, способные перевозить сжиженный газ. Да и где найти такой портовый город, жители которого не взбунтовались бы при виде этих гигантских судов?
В США на долю сжиженного газа сейчас приходится всего 2% поставок. Лишь четыре американских порта оснащены терминалами для приема и хранения сжиженного газа. Протесты общественности против газовых факелов, горящих над морскими гаванями, привели к тому, что пришлось свернуть строительство шести из двадцати с лишним газовых терминалов, которые планировалось ввести в эксплуатацию в США. Меж тем импорт газа будет только расти. «Нам нужно добиться разрешения на строительство терминалов для сжиженного газа», — говорит Дэвид О’Рейли.
Но как ChevronTexaco собирается перехитрить население? Очень просто. Компания намерена строить газовый терминал прямо в Мексиканском заливе, в 65 км к югу от побережья Луизианы. Chevron получила «добро» на строительство терминала стоимостью $600 млн. Сжиженный газ будет здесь переливаться в гигантские резервуары. А от резервуаров до американского побережья протянут трубопровод, по которому на материк ежедневно будет поступать 45 млн кубометров газа.
ChevronTexaco добывает сейчас 120 млн кубометров газа в день. К северо-западу от Австралии, например, находится месторождение Горгона, в котором компании принадлежит контрольный пакет. Предполагаемые запасы газа здесь — 308 млрд кубометров. В течение ближайшие 10 лет ChevronTexaco планирует вложить в разработку Горгоны и соседних месторождений $11 млрд.
«Всего пять лет назад никому и в голову не пришло бы налаживать поставки сжиженного газа, добытого на Горгоне, в Северную Америку», — говорит Джон Гасс, президент международного газодобывающего подразделения ChevronTexaco. Теперь сам же Гасс такие проекты и разрабатывает.
Абсурдно утверждать, что миру не хватает энергоресурсов. Миру не хватает дешевых энергоресурсов. А дорогостоящих — хоть отбавляй.
На дне
- Трехкилометровый трубопровод с буром собирается прямо на палубе современного судна, а затем погружается в воду. Якорь не требуется: корабль сохраняет полную неподвижность за счет работы шести мощных винтов, поворачивающихся на 360 градусов, направление их движения задается при помощи спутниковой системы позиционирования и звуковых маячков, установленных на дне
- Труба предохраняет буровое оборудование, которое приводят в действие механизмы, установленные на судне
- На дне подводные автоматы устанавливают 300-тонный предохранитель от взрыва; он закрывает скважину, удерживая в недрах нефть
- Чтобы определить размер месторождения, пробные шахты бурят в нескольких направлениях на разную глубину