10 самых влиятельных архитекторов
Каждый год Московское Правительство исправно рапортует о росте объема строительных работ. Впрочем, и без всякой статистики видно: Москва — гигантская стройплощадка. Любое строительство начинается в мастерской архитектора, здесь же начинаются и расходы — на проектирование в городе тратится, по оценке Forbes, не менее $400 млн в год. Forbes составил список самых влиятельных архитекторов Москвы — тех, кто первыми стоят в очереди на освоение этих денег.
Специфика архитектурной деятельности требует выхода в разные сферы — от финансовой до технологической и административной. Сегодня строительство масштабных объектов в Москве финансируют государство, город и крупные корпорации. Именно их заказы определяют статус архитекторов. Поэтому первый критерий для включения в список — стоимость объектов, которые были или будут построены.
С другой стороны, строительство невозможно без одобрения проекта Градостроительным советом. Отсюда второй критерий — административный ресурс. Он влияет и на распределение госзаказов. Соответственно первыми в список вошли архитектурные чиновники: первый зампредседателя Москомархитектуры Михаил Посохин и президент Союза архитекторов России Юрий Гнедовский. К этой же категории относится и недавний заместитель главного архитектора Москвы Алексей Воронцов.
Третий критерий — профессиональная репутация. В значительной степени ее формируют отзывы прессы — федеральных периодических изданий («Коммерсантъ», «Известия», «Эксперт» и др.) и профессиональных журналов («Проект Россия» и «Проект классика»). Не менее важны участие в независимых архитектурных выставках и профессиональные награды, в первую очередь — призы и дипломы наименее подверженной влиянию административного ресурса выставки «Арх Москва».
Репутация — не просто вопрос престижа. Частные заказчики и крупные инвесторы вроде «Капитал Груп» или «Крост» в последнее время все чаще ориентируются на качественную архитектуру и признанные (в профессиональной, в том числе международной, среде) имена. И здесь чиновники проигрывают частным мастерским. Например, Николай Лызлов, не обладая связями из советского прошлого, очень высоко котируется среди коллег и выполняет заказы крупных компаний. Как правило, профессиональная репутация и близость к административным структурам обратно пропорциональны. Исключение из этого правила — высоко ценимый профессионалами Андрей Боков, возглавляющий большой государственный институт. Среди любимцев критиков и кураторов выставок можно назвать и Сергея Скуратова, Александра Асадова, Юрия Григоряна, Александра Бродского и др. Однако им пока не удалось получить столь же значительных заказов, и потому они остались за пределами списка.