К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Не те величины


Малый бизнес в России никак не удается просчитать. Возможно, поэтому ему и уделяют так мало внимания

В любой стране мира малый бизнес — основа экономики. Рестораны и химчистки, автомастерские и цветочные магазины, небольшие компьютерные компании и агентства недвижимости — подобные предприятия дают рабочие места большинству трудоспособного населения и обеспечивают до половины валового национального продукта. Свято верящие в неприкосновенность частной собственности владельцы малых и средних предприятий являются движущей силой общества, с ними считаются политики и законодатели.

А что в России? После всплеска кооперативного движения в конце 1980-х частное предпринимательство надолго выпало из поля зрения политиков. В последние несколько лет власти как будто снова его заметили. «Малый бизнес кормит треть населения, но не обеспечивает экономический рост. Если не изменить эту ситуацию — потенциал роста малого бизнеса исчерпан, — говорил президент Путин на заседании Госсовета в декабре 2001 года. — …Всем нам необходимо изменить угол зрения на малое предпринимательство, без его развития нет устойчивого экономического роста».

Заслушав президентскую речь, собравшиеся одобрили концепцию государственной поддержки малого бизнеса. Основные ее тезисы обнадеживали: упрощение системы налогообложения, снятие административных барьеров и снижение контрольных и надзорных функций. Какая-то часть этой программы даже была реализована. С января 2003 года, например, для малых предприятий отменили уплату единого социального налога, а также — для удобства — заменили несколько налогов (НДС, налог на прибыль и др.) одним. А в 2002 году было отменено лицензирование многих видов деятельности. В результате, по оценкам экспертов, малый бизнес начал постепенно выходить из тени. В последний год его развитие, правда, опять замедлилось, но об этом — чуть ниже. Сейчас — о том, насколько достоверно можно вообще судить о положении малого бизнеса в России.

 

Данные о числе предприятий не дают представления об уровне развития малого бизнеса. По информации Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстат, бывший Госкомстат), на протяжении последних десяти лет число зарегистрированных в России малых предприятий колеблется в пределах 840 000–880 000, на 1 января 2003 года их было 882 300. Впрочем, президент крупнейшей лоббистской организации малого бизнеса «ОПОРА России» Сергей Борисов считает более реальной цифру 850‑000. А проведенная в 2001 году последняя по времени сплошная перепись малых предприятий России дала результат 634‑000.

Официальная статистика собирает данные не только о количестве малых предприятиий, но также о численности их работников, объеме произведенной продукции и т. д. И из них следует, что ситуация в малом бизнесе все эти годы вовсе не была неизменной. Тяжелейший удар по малому бизнесу нанес экономический кризис. В 1998 году объем производства продукции малыми предприятиями снизился на 54%. Полностью оправиться от кризиса удалось лишь к концу 2003-го.

 

С 2000 года доля работников, занятых в малом бизнесе, выросла до 10–13% от общего количества занятых в экономике, а доля малых предприятий в ВВП поднялась, по мнению экспертов, с 9% до 13%.

Откуда берутся такие точные сведения, ведь до сих пор многие малые предприятия держат часть своего оборота в тени, а предоставление данных Росстату — дело добровольное?

В общих чертах порядок сбора информации выглядит так. Для подведения годовых итогов деятельности малых предприятий ежеквартально собираются данные примерно о 20% из них, в следующий квартал учитываются еще 20% и т. д., а в конце года эти цифры обобщаются. Если часть фирм не предоставляют данных, на них механически распространяются средние показатели из тех, что получены от других малых предприятий.

 

«Молчунов» действительно много. «По оценкам специалистов Госкомстата России, бухгалтерские балансы в органы статистики не сдают порядка 40% всех действующих предприятий», — говорится в статье, опубликованной в научном журнале «Вопросы статистики» (ноябрь 2003 года) и посвященной программе развития предпринимательства в России, финансируемой американским независимым ведомством USAID. Тем не менее в Федеральной службе статистики России утверждают, что методы учета малых предприятий — юридических лиц — позволяют получать достаточно достоверные результаты, погрешность при этом не превышает допустимых 5%.

Но помимо юридических лиц есть еще и физические — предприниматели без образования юридического лица (ПБОЮЛ), которые также подпадают под определение малого бизнеса. С ними еще сложнее. Индивидуальные предприниматели по закону избавлены от необходимости вести бухгалтерский учет, так что зачастую вся их отчетность состоит только из налоговой декларации. Расхождения в информации по ПБОЮЛам бывают совсем уж гигантские. Например, в ходе переписи населения, проводившейся осенью 2002 года, около 2 млн человек сообщили, что являются индивидуальными предпринимателями. В то время как число зарегистрированных на тот момент ПБОЮЛов было почти в три раза больше — 4,7 млн.

Тем не менее, утверждают в Росстате, сведения об индивидуальных предпринимателях учитываются при составлении общей экономической картины, в том числе при расчете объема ВВП. Какими-то данными со статистической службой делятся налоговые органы, кроме того, «по отдельным отраслям, где ПБОЮЛов особенно много, проводятся единовременные обследования, на основе полученных данных делается корректировка общей статистики по той или иной отрасли». Статистики возлагают большие надежды на сплошное обследование малых предприятий, которое планируется провести в 2005 году, — аналог переписи населения среди небольших фирм.

Итоги этого обследования могут преподнести очередной сюрприз. Ведь пробные переписи проводились и раньше. Вот что писал о них журнал «Вопросы статистики» в ноябре 2001 года: «Как показал анализ результатов экспериментального обследования, основные показатели деятельности малых предприятий отличаются от показателей, полученных на основе выборочных обследований. Проблема сопоставимости данных… возникла у всех территориальных комитетов, участвовавших в эксперименте».

Эксперты сходятся во мнении, что статистика по малым предприятиям до сих пор остается приблизительной, но разводят руками: других данных у них нет.

 

В феврале этого года инвестиционная группа «Атон» впервые подготовила отчет «Малый бизнес в России», такую работу она теперь планирует проводить регулярно. Февральский отчет был полон оптимизма. Новый пока еще находится в стадии подготовки, но, как сообщил один из авторов предыдущего исследования, аналитик ИГ «Атон» Питер Уэстин, по итогам 2003 года эксперты компании ожидают замедления темпов роста малых предприятий. «Весь резкий рост малого бизнеса в России можно отнести на 2001–2002 годы, когда правительство приняло ряд мер по поддержке малого предпринимательства. В 2003 и в 2004 годах в этом направлении не было сделано практически ничего. Наверное, все были заняты выборами и реформой правительства», — говорит Уэстин.

Реформа действительно многое изменила. Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Александр Чепуренко сетует на то, что государственных чиновников, курирующих малый бизнес, становится меньше. «Если в антимонопольном министерстве вопросами малого бизнеса занимались хотя бы 19 человек, то в МЭРТе, которому сейчас передали дела, их будет всего четверо!» — сокрушается Чепуренко. А Министерство финансов уже дало понять предпринимателям, что новых серьезных поблажек для них не будет — чиновники опасаются, что крупные компании станут использовать подставные малые предприятия для минимизации налогов.

Возможно, в следующем году Федеральная служба статистики опубликует более скромные цифры роста малого бизнеса. Но скорее всего, как и раньше, они останутся незамеченными — ведь нет никакой гарантии, что эти цифры отражают реальное положение вещей.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+