Заказчику портрета необязательно часами позировать в горностаевой мантии и платить за это десятки тысяч долларов
Написанный по специальному заказу портрет остается сегодня, как и в незапамятные времена, атрибутом богатства и власти. В гостиных зажиточных домов красуются парадные изображения их владельцев, чад и домочадцев. Портреты преподносятся в подарок официальным лицам и деловым партнерам. В советское время традиция заказного портрета частных лиц прервалась — единым заказчиком выступало государство. Сегодня интерес к частным портретам возобновился, и перед каждым потенциальным заказчиком неминуемо встает вопрос: к кому обратиться и сколько платить.
В принципе портрет можно заказать за любые деньги. В интернете услуги частных портретистов предлагают сотни специализированных сайтов, цены варьируются от $200 за простенькую пастель в рамке до $3000 за поясной портрет маслом. При заказе через интернет можно дать волю собственной фанаберии и запечатлеться, например, с коллегами в виде рыцарей Круглого стола: президент компании — король Артур — в центре композиции. Цена — $1500 за каждого рыцаря. Другое бюро предлагает клиентам заказать «портрет своей супруги, изображенной в нарядах французской принцессы XVII века на фоне Лувра», «портрет сына верхом на коне, в шикарном мундире» или «портрет руководителя в парадной тоге на троне Римской империи». Срок исполнения — от трех дней до месяца. Еще есть портреты ню (индивидуальные и групповые), свадебные портреты, портреты детей, кошек, собак. Ходить к художнику чаще всего необязательно — достаточно одной-двух фотографий.
На этом необозримом рынке и в смысле известности, и в отношении цен лидируют представители «старой гвардии»: Илья Глазунов, Зураб Церетели и Александр Шилов, поднаторевшие в изображении «выдающихся деятелей»: космонавтов, членов ЦК КПСС и руководителей Союза писателей. Некоторые из этих произведений уже сделались раритетами и даже стали продаваться на аукционах. А Шилов просто подарил 770 своих картин государству, которое — в благодарность — учредило Московскую государственную картинную галерею имени народного художника СССР А. Шилова.
От чистого сердца
Подарок — один из основных инструментов повышения стоимости услуг художника. Именно этой технологией успешно воспользовался самый известный представитель более молодого поколения портретистов — Никас Сафронов. Он писал президентов Буша, Путина и Дудаева, мэра Лужкова, Мика Джаггера и Никиту Михалкова, не говоря уже о министрах, губернаторах и знаменитостях всех калибров. Многие герои Сафронова получили свои портреты в подарок — зато все другие клиенты знают, что платят за «приобщение к‑клубу». Платить, по словам Сафронова, приходится немало: в зависимости от размера картины, специальных пожеланий и известности заказчика — от $10‑000 до $100‑000.
Портретист Игорь Белковский в 2000 году попал со своим проектом «Российские звезды» в российское же издание «Книга рекордов планеты» — за 4 года он написал не менее двух дюжин портретов отечественных звезд, а в коллекциях Иосифа Кобзона и Владимира Винокура имеются портреты всех членов их семей. В мир эстрадных знаменитостей Белковский вошел тоже при помощи подарка — первые рекомендации ему дал Винокур. «Как-то я пригласил его на свою выставку и говорю: «Владимир Натанович, хочу сделать серию портретов наших звезд. Давайте начнем с вас?» Он согласился, — рассказывает Белковский. — Я писал его в домашней обстановке, на диване перед телевизором. Портрет ему очень понравился, и он сказал: «Дай мне поименный список всех, кого хочешь написать». Я составил список, а Владимир Натанович всех обзванивал: «Хороший художник пишет портреты. Можно я дам ему ваш телефон?» Так я попал в этот круг. Вторым моим клиентом стал Лещенко. И это уже был настоящий заказной портрет». За работу Белковский берет от $5000 до $25‑000 — чем известнее заказчик, тем ниже цена.
Столько стоит мирская слава
Известные заказчики для портретистов не только источник репутации, но и причина головной боли: клиенты осознают свой «рекламный потенциал» и отказываются платить или стараются снизить цену. Самая большая торговля, жалуется Белковский, была у него с мужем певицы Маши Распутиной, который искренне недоумевал: «Вы рисуете саму Распутину, и я за это еще должен вам платить?» А в списках своих должников Никас Сафронов числит Виктора Черномырдина, по схожим мотивам не расплатившегося за заказанный им портрет украинского президента Кучмы.
Значительно реже отказываются платить клиенты, просто недовольные результатом, — обычно все условия обговариваются заранее. Клиент сам решает, на каком фоне и в каком виде ему быть изображенным, настаивает на тех или иных деталях. Дальше все зависит от художника. Александр Шилов утверждает, что работает «в традициях старых мастеров» и даже платья пишет с манекенов, «чтобы ни одна складочка не пошевелилась». Потакать человеческим слабостям и приукрашивать портретируемых Шилов, по его словам, категорически отказывается. В случае недовольства предлагает клиентам просто повнимательнее присмотреться к портрету. Никас Сафронов, напротив, предпочитает писать комплиментарно и в зависимости от цены готов учитывать любые пожелания, хотя большинство клиентов хотят вовсе не изысков, а портретов под Путина, Клинта Иствуда или Софи Лорен. В стоимость работы входят выезды к заказчику в любую страну мира, материалы, фотографии.
Без фото не работает ни один портретист. Игорь Белковский, сами работы которого неотличимы от фотографий, утверждает, что фотографируют даже самые высокооплачиваемые: «Только они стараются это скрыть. Хотя каждому понятно, что ни у одного заказчика нет времени сидеть часами неподвижно». Тем не менее несколько сеансов позирования необходимы — только по фото дорогие портретисты работают редко.
Искусство и массы
Очевидно, что портреты-фотографии Белковского или творчество Сафронова, Шилова или Церетели по вкусу не каждому. Если вы не нуждаетесь в портрете под Путина или под Винокура, самый верный способ — обратиться в какую-нибудь современную галерею или напрямую к автору понравившейся вам работы. Художница Елена Фокина, написавшая множество портретов частных клиентов, убеждена, что «для художника не писать портретов на заказ просто неприлично». Фокина нигде не рекламируется, ее заказчики узнают о ней при помощи «сарафанного радио». Условия у Фокиной очень либеральные: пишет, как хочет. Нравится — платите и забираете. Нет — художница оставляет картину себе или продает через галерею. Например, портрет знакомого художницы, предпринимателя Владимира Витмана, который переехал в Германию и не смог забрать заказ, приобрел для своего кабинета руководитель одного московского банка. Цены на работы Фокиной относительно невелики — за заказ она берет от $600 до $1500, через галерею получается дороже.
Что же касается беспрецедентно высоких цен на портреты Никаса Сафронова и Александра Шилова, в профессиональном сообществе галеристов они вызывают неприкрытый скепсис. «Я не уверен, что Сафронову действительно кто-то платит такие деньги, — говорит хозяин галереи Red Art Петр Плавинский. — Мне кажется, что все это химера. С точки зрения рынка его картины этого не стоят. Такие художники существуют в своей особенной среде. Это явление, но не персонажи художественной жизни. Нет такой галереи, куда можно было бы прийти и сказать: «Продайте мне Шилова или Сафронова». Возможно, их успех — продукт их личных менеджерских качеств». Владелица другой известной московской галереи Айдан Салахова вообще отказалась от комментариев по поводу Шилова, Сафронова и Белковского на том основании, что они не имеют к искусству никакого отношения.
У правительства Москвы, однако, — другое мнение. Уже много лет на столичных улицах появляются плакаты, рекламирующие творчество заслуженного ветерана Александра Шилова, молодого и агрессивного светского портретиста Михаила Сатарова или все того же Никаса Сафронова. За эти билборды сам Сафронов, по его словам, не платит ни копейки — в рамках программ по поддержке искусства их устанавливают городские власти.