В офисе президента группы компаний «Агрокон» Сергея Григорьева живет крыса. Нет, не из вредных пасюков — белое чистое лабораторное существо Маша, любимица всего коллектива. Ее диких сородичей, которые портят имущество и разносят инфекции, Григорьев не любит — на этом и делает деньги.
Вообще-то выпускник факультета почвоведения МГУ Сергей Григорьев хотел работать в сельском хозяйстве. В 1994 году он с группой коллег создал «Агрокон» («Агрономические консультации»). «Думали «сдавать» в аренду агрономов, чтобы фермер не держал штатного сотрудника», — объясняет Григорьев. Но фермеры должного интереса не проявили. И создатели «Агрокона» вспомнили, как еще в студенческие времена подрабатывали в кооперативе «Гигиена». С тех пор основой их бизнеса стали работы «ДДД»: дезинсекция, дератизация, дезинфекция.
В начале 90-х большую часть работ по борьбе с вредной живностью на территории Москвы проводили муниципальные дезстанции. Григорьев утверждает, что конкурировать с ними тогда было легко. Бывало так: в школу приходил сотрудник дезстанции, выдавал завхозу порошок — а дальше как знаете. «Но таракан не будет просто так отраву есть. Порошочек смачивать надо, чтобы насекомые раствор пили. Да и препараты нужно было брать хорошие, импортные», — говорит Григорьев.
«Агрокон» заключал комплексные договоры с ДЕЗами на «зачистку» подведомственных им территорий. Работы было невпроворот. «Когда мы стали работать по округам, то просто ошалели — крысы были в 95% домов», — вспоминает бизнесмен. Сейчас у компании «в портфеле» — семь муниципальных районов.
Но эти заказчики нужны Григорьеву скорее для престижа, чем для развития фирмы. Муниципальное хозяйство платит за борьбу с вредителями совсем немного — в среднем 2 рубля за 1‑кв. м в год. Обслуживание одного района приносит фирме 300‑000–500‑000 рублей в год. Деньги «Агрокон» зарабатывает на «зачистке» коммерческих структур, в частности пищевых производств и ресторанов. Например, в числе клиентов — 43 точки компании «Росинтер Ресторантс» (IL Patio, «Ростик’с», T.G.I Friday’s и т.д.). Здесь за годовое обслуживание 1 кв. м площади можно получить по 20–30 рублей и более. Рентабельность бизнеса, по данным «Агрокона», в данном случае доходит до 25%. Плюсуйте к этому доходы от трех дезинфекционных пунктов «Агрокона» на автомойках, где проходят спецобработку машины, перевозящие пищевые продукты, например, более 100 автомобилей Pepsi Bottling Group.
Особенно помогло бизнесу ДДД действующее с 1998 года в Москве положение об обязательной санитарной паспортизации объектов — каждая организация, эксплуатирующая то или иное здание, должна заключить договор на постоянное проведение у себя дезинфекционных и дератизационных работ. По данным Центра Госсанэпиднадзора Москвы, сейчас столичный рынок ДДД-услуг делят между собой 150 организаций — как частных, так и государственных. Периодически на этом рынке вспыхивают информационные войны. «Например, в санэпиднадзор поступает жалоба, что на‑«нашей» территории ребенка покусала крыса. Начинаем разбираться — выясняется, что в поликлинику обратились в Москве, а крыса укусила ребенка на даче», — рассказывает Григорьев.
Борьба между конкурентами неминуема, ведь рынок не очень большой. Григорьев оценивает его примерно в $15 млн в год, из которых около $450‑000 приходится на «Агрокон» — и с такой выручкой компания входит в число лидеров рынка. Филиал «Агрокона» в Подмосковье дает еще около $150‑000.
«Преимущество такого бизнеса в его стабильности. На объекте крыс уже нет, но нам все равно платят — за то, чтобы их и не было», — говорит Григорьев. Каждая из крупных ДДД-фирм ищет, в каком направлении развиваться дальше. К примеру, группа компаний «РЭТ» организовала собственное производство препаратов и оборудования для борьбы с вредителями. Фирма «Восточный грот» успешнее других работает с госорганизациями — среди ее заказчиков около 30 ДЕЗов. Дезстанция «Экосила» позиционирует себя в качества поставщика элитных услуг по дезинсекции — у нее самые высокие цены на услуги. А Григорьев избрал еще одну мишень — птиц.
Бизнесмен рассказывает такую историю: как-то несколько лет назад один из топ-менеджеров «Газпрома» работал с документами в своем кабинете в знаменитой высотке на Наметкина. Вдруг — грохот, осколки: пробив стеклопакет, на его стол падает камень. Позже специалисты из МГУ установили: высотное здание «Газпрома» стало ориентиром для московских ворон в их перелетах из центра города на помойки за МКАД. А крыши многих окрестных строений засыпаны красивой округлой галькой. Вороны таскают ее в свои гнезда — и иногда, естественно, роняют. Кроме того, зловредные птицы приноровились выкапывать луковицы цветов, высаженных на территории комплекса.
«Агрокон» отвадил ворон от «национального достояния», соорудив на крыше здания два огромных «глаза», зрачками которых служили зеркальные шары с подсветкой — яркие блики отпугивают птиц. С пернатыми борются и другими методами: шипы на подоконниках, лампы-вспышки, излучатели ультразвука, движущиеся макеты хищных птиц. «В Европе крысы и тараканы практически побеждены, за ними необходим минимальный контроль. Поэтому 90% ДДД-фирм занимаются отпугиванием птиц. Я считаю, что это очень перспективное направление, и мы сейчас единственные в России, кто систематически над этим работает», — уверяет Григорьев.
С дератизацией такую деятельность роднит одно обстоятельство: с птицами тоже нужно бороться комплексно, постоянно меняя методы. Глава «Агрокона» рассказывает, как в производственный корпус одного из предприятий постоянно проникали воробьи. От птиц попытались избавиться с помощью звуковой установки. Когда ворота открывались, прибор издавал «тревожный крик воробья», отпугивая незваных гостей. Но этот метод действовал только пару недель, пока пернатые не смекнули — в данном случае сигнал опасности следует воспринимать как приглашение в здание.
Перспективными направлениями ДДД Григорьев считает также обработку зерна на элеваторах, борьбу с энцефалитными клещами в тайге вокруг нефтегазовых месторождений, обработку стен зданий химсоставами для профилактики плесени. Искать новые сферы применения своих талантов дезинсекторам приходится постоянно. Такова специфика их бизнеса — чем лучше работаешь, тем меньше работы. «Благодаря таким, как мы, в Москве, например, практически исчезли клопы, — гордится Григорьев. — В начале 90-х каждый второй заказчик жаловался именно на этих насекомых. Сейчас заказы на уничтожение клопов поступают очень редко, раз в два-три месяца».