Геополитика
Грузия должна продать все, кроме совести. так считает министр экономики страны, в недавнем прошлом самый колоритный из российских предпринимателей Каха Бендукидзе. Пока он убеждает иностранцев в привлекательности грузинских активов, президент Михаил Саакашвили пытается вернуть под длань Тбилиси нелояльные автономии. Перестрелки в Южной Осетии и угрозы топить суда у берегов Абхазии — сомнительный способ улучшить инвестиционный климат.
История закавказского региона — хроника единства и борьбы противоположностей: торговли и войны, интересов бизнеса и амбиций политиков. Эту местность, расположенную на перекрестке всех возможных транзитных путей, природа щедро одарила плодородными землями, богатыми недрами и талантливыми людьми. Но по горькой иронии там переплелось столько исторических, этнических, религиозных, геополитических факторов, что распутать этот узел не под силу никому.
Инвесторы издавна стремились на Кавказ, соблазненные его богатствами. Однако очередная волна нестабильности сметала все, что удавалось создать. Эммануэль Нобель, племянник основателя знаменитой премии и один из создателей российской нефтепромышленности на Каспии, пережил расцвет своего бизнеса и стал свидетелем его крушения. После распада Российской империи нефтеносный район превратился в арену национальной резни и политического противостояния. В роли подстрекателей выступали и великие державы — Англия, Турция, Россия… Кровавая неразбериха, парализовавшая деловую активность, завершилась вступлением в Баку Красной армии. Закончился и бизнес — большевики национализировали добычу, а предприимчивым шведам пришлось уносить ноги.
На Кавказе не любят, когда чужие вмешиваются в их дела, но без участия внешних сил там не наступает даже внешнего спокойствия. Советская власть силой создала иллюзию того, что закавказские республики счастливы в «дружной семье народов». Но стоило «зонтику» покачнуться, и скрытые страсти выплеснулись наружу: четыре военных конфликта за 15 лет, а если считать с российской частью Кавказа, то как минимум семь. По сути ни один из них окончательно не урегулирован.
Сегодня, как и в прежние времена, кавказский регион снова в центре столкновения внешних интересов. Соединенные Штаты привлекает энергетический резервуар Каспия, а значит, им нужна военно-политическая стабильность на маршруте транспортировки из Азербайджана в Турцию. Европейский союз зачислил Южный Кавказ в «ближнее зарубежье» и намерен вовлекать его в собственную орбиту. Россия, привыкшая считать Закавказье своей законной вотчиной, раздражена нарастающей конкуренцией и пытается сохранить рычаги воздействия. Но, чтобы укрепить позиции, необходимо работать с общественным мнением, воспитывать пророссийски ориентированную элиту. Ту, которая не будет усматривать имперские амбиции в усилиях российских миротворцев по поддержанию мира, намерении российских предпринимателей участвовать в приватизации предприятий или желании российских поставщиков своевременно получать плату за энергоносители. Россия никуда не денется с Кавказа, а значит, она должна приложить усилия для того, чтобы ее воспринимали там не как опасного соседа-гиганта, а как доброжелательного и выгодного партнера.
В 1900 году военный министр Алексей Куропаткин с обидой писал в докладе на Высочайшее имя, что, реализуя цели на юге — в направлении Персии, Турции и Закавказья, России придется сражаться «не за Веру, Царя и Отечество, а в значительной степени за интересы крупных промышленников, новоявленных королей: сахарных, нефтяных, железных, мануфактурных и проч.». Как тогда, так и сейчас бизнес и геополитика находятся в сложных взаимоотношениях: стремясь использовать друг друга, они одновременно создают взаимные помехи. Платить же за стратегические амбиции вождей предприниматели готовы далеко не всегда. Даже Биллу Клинтону в 90-х пришлось буквально затаскивать американские корпорации в проект нефтепровода Баку — Джейхан, важный с геополитической точки зрения, но неубедительный с коммерческой.
Пока, увы, незаметно признаков того, что на Кавказе наступит эпоха, когда торговля победит геополитику, обеспечив долгожданное благополучие жителям региона, их соседям и деловым партнерам.