Лозунг «Автомобиль — не роскошь, а средство передвижения», изобретенный в 1931 году писателями Ильфом и Петровым, не потерял актуальности. Машины, сходящие ныне с конвейеров российских автозаводов, конечно, превосходят модели семидесятилетней давности, но на фоне иномарок выглядят почти антиквариатом. Устаревшие технологии, невысокое качество сборки — вот их главные беды. Что действительно удивляет: в России есть компания, которая сознательно мирится с одной из этих бед.
Речь идет о самарской группе «СОК» — о ней пишет корреспондент Forbes Игорь Попов (стр. 32).
«СОК» начинал десять лет назад как обычный дилер АвтоВАЗа, но постепенно превратился в гигантский промышленный холдинг, контролирующий треть всех поставок комплектующих на АвтоВАЗ и являющийся де-факто вторым по величине производителем автомобилей в России. Как младшие братья донашивают одежду старших, «СОК» берется за сборку отживших свой век моделей, снятых с производства на тольяттинском автогиганте. Вазовские «четверки» и «шестерки», которым от роду уже четверть века, выпускаются теперь на принадлежащем группе «СОК» заводе «Иж-Авто». Как там говорилось у Ильфа с Петровым? «Наладим серийное производство советских автомашин».
Машинами этими тяжело управлять, они имеют неудобный в зимних условиях задний привод, лишены современных опций. Зато, утверждают на «Иж-Авто», их производство приносит прибыль. И, что самое главное, будет приносить прибыль до тех пор, пока население не сможет позволить себе более дорогие машины.
Руководство «СОКа» подсчитало, что до 2010–2012 годов компания вполне может ограничиться сборкой старых вазовских моделей, постепенно «принимая» от АвтоВАЗа снимаемые им с производства автомобили. На всякий случай «СОК» договорился еще и о лицензионной сборке корейских машин — тоже не новинки, но все-таки шаг вперед.
Насколько дальновидна такая стратегия? С нынешних позиций она‑идеальна — зачем тратить сотни миллионов долларов на создание собственной модели, если есть возможность использовать готовый материал? АвтоВАЗ собирается вложить $600 млн в‑разработку нового автомобиля (и это без стоимости двигателя). Создаст ли «СОК» нечто более совершенное, чем его прародитель АвтоВАЗ, даже имея те же деньги?
В стратегии «СОКа» есть один изъян. Плох тот солдат, который не хочет стать генералом, и плох тот автомобилестроитель, который не желает стать Фордом. Невозможно вечно сидеть на‑древних технологиях. Рано или поздно в стране будут введены ограничения по экологии и безопасности, которые не позволят продолжать выпуск устаревших моделей. По крайней мере так произошло во‑всех развитых странах. Чем ответит «СОК»?