К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Обратная сторона медалей


Деньги многое решают в спорте. Но, чтобы стабильно добиваться 
побед, одних финансовых вливаний недостаточно

На излете социализма, в 1988 году, советский союз завоевал на Олимпийских играх в Сеуле 132 медали. Это был максимальный результат, достигнутый страной за всю историю Летних игр, не считая, конечно, Олимпиады-80, которую бойкотировали спортивные конкуренты СССР — США и ФРГ.

В феврале 2004 года российский штаб по подготовке к Олимпиаде-2004 сделал смелое заявление: Россия готова завоевать в Афинах 107 медалей, лишь немногим меньше, чем получила объединенная команда бывших республик СССР (112) в 1992 году в другом средиземноморском городе, Барселоне.

Возможно ли это? Отвечая на этот вопрос, спортивные чиновники и эксперты в первую очередь обращают внимание на финансовую составляющую олимпийских побед — сколько денег идет на подготовку спортсменов.

 

У российской сборной три источника финансирования. Во-первых, есть спонсоры, которые в обмен на выделенные ими деньги получают возможность использовать символику Олимпиады и российской сборной в своих рекламных кампаниях. Как сообщил Forbes председатель Олимпийского комитета (ОК) России Леонид Тягачев, в преддверии Игр-2004 спонсоры выделили более $5 млн. Крупнейшую поддержку оказал «Газпром», расщедрившийся на $2,5 млн. Среди крупных спонсоров: Samsung, ЛУКОЙЛ, Сбербанк и Bosco Sport. Последняя сшила комплекты одежды для спортсменов общей стоимостью $1,5 млн (оценка представителя ОК).

Второй источник финансирования — государство в лице Федерального агентства по физкультуре, спорту и туризму (бывший Госкомспорт), которое возглавляет хоккеист Вячеслав Фетисов. Кроме того, 700 спортсменов получают президентские стипендии по $500. А за победу в Олимпиаде обещаны правительственные награды — $50‑000 за «золото», $20‑000 за «серебро» и $10‑000 за «бронзу». Международный олимпийский комитет оплачивает спортсменам авиабилеты до места проведения Олимпиады и обратно. Еще один спонсор сборной — «Аэрофлот» дает 20-процентную скидку.

 

Сами себя финансируют отдельные спортивные федерации. В последнее время над ними стали «брать шефство» известные предприниматели. Председатель совета директоров Новолипецкого металлургического комбината Владимир Лисин, например, возглавляет Стрелковый союз России. Алишер Усманов, глава «Газпроминвестхолдинга», которому принадлежат несколько предприятий металлургии, руководит Федерацией фехтования России. Владелица компании «Интеко» Елена Батурина — президент Федерации конного спорта, а гендиректор Киришского нефтеперерабатывающего завода, входящего в «Сургутнефтегаз», Вадим Сомов — президент Федерации водного поло.

Усманов, который в молодости сам занимался фехтованием, был выбран президентом федерации еще в 2001 году. С тех пор, по словам Валерия Дикевича, советника Усманова по связям с общественностью, он выделил федерации «несколько миллионов долларов».

Но проблема олимпийской сборной не только в деньгах. Как показывает опыт других стран, даже большие инвестиции в подготовку спортсменов далеко не всегда приводят к победам. Да и вообще затраты на тренировки команд в США, Германии и других странах часто переоцениваются. Например, Леонид Тягачев во всех интервью говорит, что бюджет Олимпийского комитета США превышает $1 млрд. В то же время, по данным агентства Scripps Howard News Service, на подготовку к Олимпиаде-2000, проходившей в Сиднее, Олимпийский комитет США, а также связанные с ним организации потратили лишь $400 млн.

 

Любопытно, что экономическая отдача не всегда была прямо пропорциональна расходам. Например, американская Федеральная организация содействия легкой атлетике потратила на подготовку $10,3 млн. В итоге атлеты вернулись на родину с 20 медалями, иначе говоря, «цена» одной награды составила $515‑000. Организация содействия пловцам израсходовала на подготовку атлетов чуть больше, $13 млн, а результат получился ошеломляющим: американцы выиграли на водных дорожках 33 награды, то есть одно призовое место обошлось всего в $390‑000. За каждую из двух медалей, завоеванных американскими лучниками, пришлось «заплатить» по $502 000.

А вот американские гимнасты не привезли ни одной из разыгранных в Сиднее 29‑медалей, и это притом, что их подготовка обошлась соответствующему федеральному органу в $14‑млн. Больше всех потратила Федерация футбола — $31,5 млн. Результат — «серебро» женской сборной.

При наличии частных спонсоров, которые уже и так есть у нескольких федераций, спортсмены в состоянии нормально готовиться к Играм и прочим состязаниям. Не под силу частным компаниям (да и стимула для этого нет) будет разве что поднять общий уровень развития спорта — восстановить тренировочные базы, которые, по данным ОК, не ремонтировались уже два десятка лет, создать спортивные школы. По словам Тягачева, на полную реконструкцию основных баз требуется $30 млн.

Но это задача, с которой не справиться за пару лет. Да и вообще сейчас у спортивных чиновников куда более прагматичные цели. Например, недавно Госкомспорт приобрел аппаратуру для определения допинга в крови — с этого года его наличие стало обязательным требованием Международного олимпийского комитета. Покупка обошлась в $2 млн. Если бы деньги шли из спонсорского бюджета, пришлось бы отдать почти половину.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+