Терпимость — главное условие эффективной экономической деятельности. Общество, в котором терпимость становится нормой, начинает процветать, и современная эпоха дает тому немало примеров. Поразительный торгово-промышленный подъем в Китае начался только после того, как страна отказалась от одиозной формы коммунизма по Мао Цзэдуну в пользу модели, в которой тоталитаризм постепенно отступает перед свободным предпринимательством. Другой пример — Индия. Индуизм — религия толерантная и не слишком строгая в вопросах морали. Однако при социалистическом режиме Джавахарлала Неру и его прямых наследников государство стало нетерпимым и бюрократичным. Ситуация в стране изменилась к лучшему только после того, как на смену жесткому квазимарксизму вновь пришел индуизм.
За последний финансовый год ВВП Индии увеличился примерно на 8%, причем в третьем квартале темпы роста ВВП составили 10%. Индия впервые обогнала Китай по темпам роста. Состязание продолжается, но сегодня я ставлю на Индию, потому что у нее есть главный экономический козырь — свобода.
Индия и Китай последовательно движутся по пути, который ведет в сообщество развитых стран. Про страны, где доминирует ислам, этого сказать нельзя. Какими бы достоинствами ни обладал ислам, терпимости в списке этих добродетелей вы не обнаружите. Из всех мировых религий ислам наименее терпим к иноверцам и не допускает практически никаких дискуссий. А с развитием новых форм фундаментализма в последнее время нетерпимость ислама только усугубилась — и вместе с этим усугубилась нищета в мусульманских странах.
В прежние времена, когда исламское общество модернизировалось под влиянием светских сил, экономический прогресс в мусульманских странах был вполне возможен. Взять, к примеру, Ирак. Вплоть до 1958 года режим Нури Саида, находившийся под британским влиянием и отличавшийся относительной толерантностью, разумно использовал доходы, которые страна получала от продажи нефти. Совет по развитию Ирака проделал блестящую работу, и, будь у него возможность продолжить свою деятельность, просвещенная форма государственной капиталистической экономики превратила бы Ирак в одну из богатейших стран мира. Увы, этот режим оказался слишком толерантен к экстремистам. И в 1958 году Нури Саид и его соратники были убиты в результате государственного переворота, совершенного офицерами — членами партии БААС и религиозными фанатиками. С тех пор Ирак тратит свои нефтедоллары на войну, а население стало нетерпимым.
То же самое происходило в Иране. При светском режиме последнего шаха экономика страны развивалась чрезвычайно динамично, но затем шах был свергнут фанатичными приверженцами аятоллы Хомейни. После исламской революции в экономике наступил застой. Таких примеров — множество. В Алжире когда-то процветало сельское хозяйство, развивалась промышленность, началась разработка месторождений нефти и газа — ничего этого сейчас нет и в помине. В действиях ливийского лидера Муамара Каддафи, возможно, возобладал наконец здравый смысл, но до этого страна впустую растрачивала нефтяные доходы. Нигерия, где набирает силу ислам, тоже промотала свое нефтяное богатство.
Саудовская Аравия — еще одна страна, развитие которой сдерживается отсутствием толерантности. Нигде не было столько денег от использования природных ресурсов, как в этом суннитском королевстве, где господствуют жестокие традиции ваххабизма. И куда подевалось все это богатство? Развеяно ветром фанатизма…
Чем глубже я изучаю историю, тем больше сожалею о том, что все еще встречаются люди — клерикалы, бюрократы и политики, которые знают, что лучше для народа, и навязывают ему свои решения. Ярчайший пример тому — чиновники ЕС. Бюрократам из Брюсселя принадлежит авторство новой разновидности нетерпимости, когда законодательными нормами регулируется все и вся: форма банана и число сидений в автобусах, выращивание яблок и устройство канализации в жилом доме. И вот результат: экономика Германии сокращается, а во французской экономике наступил застой. В объединенной Европе сейчас самый высокий с 30-х годов уровень безработицы.
Поэтому я призываю всех любой ценой держаться традиций толерантности и давать отпор всем, кто стремится их подорвать, прикрываясь политической корректностью или другими догмами.