К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Игры с прекрасным


Можно ли считать вложения в произведения искусства инвестициями?

Есть два повода купить предмет искусства. Первый — если вы специалист и много знаете об этом предмете. Второй — если предмет вам нравится и вы готовы прожить с ним всю жизнь. Покупка картин с целью извлечения прибыли редко приносит удачу непрофессионалам. Но если вы, не имея опыта, все-таки отважились на инвестиции в рынок искусства, следует запомнить несколько простых правил.

1 Предметы искусства редко растут в‑цене.

Есть исследование, показывающее, как менялись цены на картины Тициана со времени жизни художника по наши дни. С учетом переоценки курса валюты Тициан практически не дорожал. То есть никакого дохода инвесторам не приносил, только страховку от инфляции, да и то лишь в том случае, если они выбрали «правильные» картины. Другое исследование приводит в пример английского художника Эдвина Лендсира, очень модного в свое время. Одна из его картин была продана в 1875 году за 2257 фунтов стерлингов, а спустя полвека, в 1928 году, она стоила всего лишь 38 фунтов.

 

2 Мало кто может предсказать моду.

Те произведения, которые уже признаны шедеврами, имеют соответствующую цену — на них больших денег не заработаешь. Может быть, стоит искать произведение современного искусства, которое впоследствии будет признано шедевром. Показателен пример двух русских предпринимателей-меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова, которые в начале ХХ века покупали произведения малоизвестных современников — Пикассо и Матисса. Они редко платили за полотно более $100. Сегодня эти коллекции, хранящиеся в Эрмитаже и Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, стоят миллиарды.

 

Щукин с Морозовым правильно угадали, что со временем значение Пикассо и Матисса в мировом искусстве резко возрастет. Но много ли современных банкиров могут проявить подобную проницательность при выборе картины? Вряд ли.

Обычный покупатель — в том числе и наш банкир — скорее всего, приобретет то, что ему предложит галерист. Конкуренция на художественном рынке достаточно высока, так что на стены своей галереи владелец повесит только те картины, которые легче продать. Многие художники, которые сегодня продаются по самым высоким ценам, например Ренуар, при жизни вообще не выставлялись в модных галереях — за картинами надо было обращаться напрямую к автору. Тот, кто такой возможности не имел, а ходил в галереи и покупал модных художников, тратил свои деньги зря. Посмотрите на список живописцев, удостоенных с 1871-й по 1900 год престижнейшей французской премии Prix de Rome. Неспециалисту эти имена не скажут ровным счетом ничего. Большинство их картин не стоят сейчас и десятой доли от той суммы, которую давали во времена их славы.

3 Отыскать шедевр, стоящий копейки, почти невозможно.

 

[pagebreak]

В книгах, посвященных инвестициям в искусство, часто описывают феноменальные находки, сделанные тем или иным ценителем прекрасного. Типичная история: человек, зайдя в провинциальную лавку, обнаруживает в ней сломанное кресло, которое при ближайшем рассмотрении оказывается творением эпохи Людовика XIII, а вовсе не поздней подделкой, как полагает продавец. Изобразив безразличие, удачливый охотник за мебелью опустит цену с $800 до $700, а потом, отреставрировав, продаст мебельный шедевр за $15 000.

Звучит заманчиво. Но подобная «охота» на самом деле не имеет ничего общего с инвестициями. Это кропотливая работа, которая отнимает уйму времени и требует специальных знаний. Примерно тем же занимаются геологи, когда ищут новые месторождения.

4 То, что однажды было в моде, снова может стать модным.

Иногда удается успешно сыграть на возвращении старой моды. В 1960-е годы так называемый дягилевский стиль начала XX века отошел в историю. Однако представитель белой эмиграции Никита Лобанов-Ростовский в Лондоне и Париже начал коллекционировать эскизы костюмов и декорации с дягилевских представлений и покупал их по дешевке у вдов и бывших любовниц артистов. Сегодня это ценнейшая коллекция. Другой пример — ренессансная бронза, которая в 1930-х вышла из моды, но сегодня вновь обрела популярность. Те, кто подобно сэру Леону Багриту, покупал такую бронзу в период ее забвения, смогли собрать очень дорогую коллекцию, не вкладывая больших денег. Так же в России в ранние 90-е некоторые коллекционеры закупали советский агитпроп по ничтожным ценам — в те годы советский агитпроп «в зубах навяз», но сегодня такие коллекции резко выросли в цене.

 

5 Покупайте предметы, которые со‑временем могут стать искусством.

Возможно, самым безопасным вложением капитала являются предметы, находящиеся на грани искусства и ремесла, — вещи, сделанные добросовестно и символизировавшие какую-то определенную эпоху. Это могут быть самовары или старые образцы чугунного литья (замки, утюги), крестьянские прялки, вышивки, сундуки и другие предметы народного ремесла.

6 Когда страна богатеет, она‑выкупает свои исторические ценности.

[pagebreak]

 

Еще одно правило, которое хорошо работает, — собирать лучшие образцы искусства тех стран, которые стоят на пороге экономического роста. Например, после Второй мировой войны, когда практически все страны были в упадке, а США процветали, выросли в цене старинная американская мебель и живопись. Японское экономическое чудо привело к росту спроса на все восточное, а когда арабские шейхи разбогатели на нефти, подорожало мусульманское искусство. Если, к примеру, Куба сможет переживет Фиделя Кастро и кубинцы начнут богатеть, национальное искусство этой страны неминуемо подорожает.

Это правило, кстати, объясняет, почему в России наблюдается очередной рост спроса на национальное искусство. «Русское искусство вновь нарасхват, — говорит Соня Бейкерман, вице-президент Sotheby’s по европейскому искусству XIX века. — Причин несколько: новое признание русских мастеров на Западе, их участившиеся выставки и, безусловно, растущий интерес со стороны обеспеченных русских к родному искусству».

Однако, как правило, на предметах искусства заработать большие деньги трудно. Помимо всего прочего, посредники на рынке искусства берут гораздо больший процент, чем, скажем, брокеры на акциях. Если купить какое-то произведение и продать его год спустя, комиссионные за эти две операции могут составить до 40% от стоимости объекта. Так что лучше покупайте произведение искусства не с целью заработать, а потому что оно вам нравится.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+