К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Игра на $100 млн


Через пять лет на российском футбольном рынке начнется бум. По крайней мере, в это верит бывший нефтяник Ралиф Сафин

Бывший первый вице-президент «ЛУКОЙЛа», а ныне сенатор от Алтайского края Ралиф Сафин разочаровался в «Спартаке». Недавно он продал принадлежавший ему 25-процентный пакет акций знаменитого футбольного клуба, предположительно, вице-президенту «ЛУКОЙЛа» Леониду Федуну.

Но это не означает, что Сафин поставил крест на футболе. По его словам, он завершает покупку 76% акций сочинской «Жемчужины» —  команды, с этого года выбывшей из второй, низшей лиги чемпионата. Зачем Сафину «мертвый» клуб? «Хочу взять какую-нибудь команду, — объяснил он в интервью Forbes, — чтобы сделать ее через несколько лет чемпионом России». По расчетам Сафина, это обойдется ему примерно в $100 млн.

В действительности проект Сафина может стоить еще дороже. Около $7 млн уйдет на покупку и содержание игроков и тренеров, которые выведут клуб в первую лигу. Игроки и тренеры, с которыми можно будет пробиться в высшую лигу, обойдутся дороже — как минимум в $15 млн. Чтобы стабильно занимать призовые места в российском чемпионате, потребуется дополнительно по $50 млн в год. А еще будут затраты на создание тренировочной базы и аренду стадиона. Строительство собственного стадиона обошлось бы примерно в $100 млн.

 

Сафин полагает, что эти инвестиции вернутся. Первые большие деньги пойдут от продажи игроков. Со временем рынок будет расти, а с ним и доходы от телетрансляций, продажи билетов и атрибутики клуба. «В течение пяти лет ведущие отечественные клубы начнут зарабатывать и будут сражаться за европейские кубки наравне с итальянцами и испанцами», — уверен бывший топ-менеджер «ЛУКОЙЛа».

Но пока это все похоже на сказку. «В России футбольный клуб  —  нерентабельное предприятие, — говорит известный футбольный агент Константин Сарсания. — Если такой клуб, как Real, собирает на игру 50 000–60 000 зрителей и зарабатывает на продаже билетов десятки миллионов долларов в год, то у наших клубов такой возможности нет». Хотя бы потому, что пока нет столько болельщиков, способных платить большие деньги за билеты. А от телетрансляций тоже нечего ждать: до последнего времени клубы нередко сами должны были за них платить. Зато в этом году сразу несколько команд высшей лиги обзавелись щедрыми спонсорами. Подмосковный «Сатурн» получил $60 млн от группы компаний, в числе которых «Нафта-Москва», а ЦСКА — $54 млн от «Сибнефти».

 

Спонсорство превратилось в завуалированную покупку клуба. А суммы, которые объявляют компании-благодетели, — основная финансовая информация о рынке. Один из самых известных футбольных бизнесменов, президент ПФК ЦСКА Евгений Гинер считает, что российский клуб уровня ЦСКА стоит «в среднем $100 млн». Так ли это? О точных оценках российских клубов говорить пока не приходится — рыночные механизмы в нашем футболе только зарождаются.

Сам Сафин уверен, что инвестиции в футбол — это еще и «политический капитал». «Если владелец серьезной компании сделает какую-либо российскую футбольную команду победителем Лиги чемпионов, то он станет всенародным любимцем», — говорит он. Может, всенародная любовь стоит $100 млн?

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+