Открыть личный счет в зарубежном банке — лишь полдела. Главное — знать, как перевести на него деньги, не нарушив при этом ни одного российского закона
Любопытный исторический факт: за 2002 год в Банк России обратились всего три человека с просьбой открыть личный счет за рубежом. И это при том, что число владельцев иностранных счетов давно исчисляется десятками тысяч — любой состоятельный бизнесмен с гордостью похвастается пластиковой карточкой зарубежного банка, расплачиваясь в ресторане. Возникает справедливый вопрос: неужели все эти уважаемые люди нарушают закон? И да, и нет. К сожалению, большинство личных счетов в иностранных банках открываются нашими соотечественниками не столько для того, чтобы иметь возможность оплачивать услуги за рубежом, сколько с целью скрыть реальные доходы.
Фактически такой счет — лишь дополнение к корпоративному счету, на который перечисляются — часто нелегально — доходы от российского бизнеса. В общих чертах эти операции выглядят так. Российский гражданин регистрирует фирму в одной из офшорных зон. Эта фирма затем открывает счет в западном банке, а сам гражданин получает к такому счету доступ — на основании того, что он, допустим, числится сотрудником офшорной фирмы. Чтобы перевести деньги на счет, используются фальшивые договоры об оказании услуг или импорте товаров, либо офшорная компания официальным образом вывозит прибыль, полученную от деятельности своих дочерних предприятий в России. Несмотря на то, что аккумуляция прибыли за рубежом приносит огромные потери как для государства, так и для экономики в целом, это все еще довольно распространенное явление. В том числе среди крупнейших компаний. Например, среди акционеров оператора мобильной связи «Мегафон» есть компания IPOC International Growth Fund Ltd (6,5%), зарегистрированная на Багамах, «ЦТ-мобайл» (25,1%), которая на 100% принадлежит багамскому офшору Transcontinental Mobile Investments. А контрольный пакет крупнейшего производителя цветных металлов — компании «Норильский никель» — распределен практически поровну между четырьмя офшорными фирмами.
Ряд консалтинговых агентств, работающих в Москве, готов взять на себя все формальности по регистрации офшорной компании и открытию личного счета в загранбанке. По словам консультанта Roche & Duffay Сергея Будылина, деятельность таких компаний, как его, «заключается в том, чтобы правильно с юридической точки зрения подготовить клиента и его документы к открытию счета, а также, может быть, убедить банк, что именно этот клиент ему нужен». Услуги подобных агентств стоят $500–2500 за оформление счета.
Открытие счета через офшорную фирму обещает высокую степень конфиденциальности. «Когда деньги платит какая-то компания, это менее заметно, чем операции по счету конкретного физического лица», — говорит зампред банка «Авангард» Валерий Торхов. Но в любом случае переводы денег за границу могут привлечь внимание налоговых или правоохранительных органов. И если те докажут, что источник доходов нелегальный, то владелец счета неминуемо подпадет под статью о неуплате налогов.
Следуя законам
Открыть в иностранном банке счет и периодически пополнять его можно и на абсолютно законных основаниях. Видимо, так решили сделать те три человека, что подали в 2002 году заявления в ЦБ.
На операции по счету российское законодательство накладывает множество ограничений, но, если соблюдать все официальные формальности и быть исправным налогоплательщиком, открытие счета и пользование им не должны вызвать никаких дополнительных проблем.
Помощь в открытии личных счетов без создания счетов корпоративных оказывают все те же посредники — юридические фирмы. Стоимость их услуг исчисляется в данном случае $200–1500, в зависимости от требований банка и страны, в которой он расположен. Здесь следует учесть, что в ряде государств, например, в Великобритании, Франции и Германии, банки обычно не открывают счета тем, у кого нет вида на жительство.
Просмотрев прейскуранты более десятка юридических агентств, легко понять, что все предлагают примерно один и тот же набор услуг за одни и те же деньги. Например, за открытие счета в крупнейшем швейцарском банке Union Bank of Switzerland (UBS) агентства берут порядка $500–1000. Поскольку минимальный неснижаемый остаток на счете в этом банке составляет $300 000, плата за услугу посредника кажется умеренной. Агентства обещают открыть счет за 5–10 дней.
Обязательным условием будет интервью с представителями банка. В случае с UBS необходимо будет поговорить с его сотрудником в Москве. Темы таких бесед могут быть разными — начиная от источника доходов клиента и заканчивая его семьей. При этом банк всегда имеет право отказать клиенту — например, если непонятно происхождение денег.
Полоса препятствий
Изучать клиента будет не только иностранный банк. По закону «О противодействии отмыванию (легализации) доходов, полученных преступным путем» обо всех операциях по счету на сумму свыше 600 000 руб. (или $20 000) российский банк должен сообщать в Комитет по финансовому мониторингу (КФМ). По этой причине российский банк может не согласиться перевести в тот же самый UBS необходимые $300 000 одним платежом. Ведь банк в таком случае подпадает под подозрение комитета. Но если клиент хорошо известен российскому банку и вся информация об источниках его доходов открыта, то крупный перевод не вызовет никаких вопросов.
С другой стороны, российский банк может — на свое усмотрение — доложить в КФМ о первом переводе на только что открытый счет в иностранном банке вне зависимости от суммы платежа. Корреспонденция между банками и комитетом оживленная. Как говорит пресс-секретарь главы КФМ Константин Криворотов, «количество сообщений от кредитных организаций постоянно растет — если в сентябре их было порядка 3000 в день, то сейчас уже до 6000 сообщений».
Еще один закон — «О валютном регулировании и валютном контроле» — накладывает дополнительное ограничение. Оно касается тех, кто использует счет в иностранном банке для приобретения ценных бумаг. В этом случае размер операций не должен превышать $75 000 в год. Для перевода большей суммы необходимо получить разрешение ЦБ и налоговых органов.
Открытая конфиденциальность
Соблюдение всех официальных формальностей для работы с иностранным банком может показаться россиянину сущей пыткой. Взамен он получит гарантию сохранности средств при крайне низких, по российским меркам, процентах и возможность оплачивать счета за рубежом — например, за лечение или обучение. Удастся ли ему сохранить конфиденциальность? Учитывая количество согласований с официальными органами в России, ответ очевиден: нет, клиент добровольно идет на раскрытие всей информации о своих доходах.
Будет ли защищена его банковская тайна за рубежом? Многие рассчитывают на то, что, открыв номерной счет (когда клиент числится под цифровым кодом), им удастся спрятать свои деньги от посторонних глаз. Но в действительности даже самые консервативные швейцарские банки под давлением стран, ведущих борьбу с коррупцией и терроризмом, — в первую очередь США, в последнее время готовы раскрывать информацию о владельцах номерных счетов.