К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Всех уравнял Colt


Русский бизнесмен намерен купить гордость американских ковбоев

Научному сотруднику Института молекулярной генетики АН СССР Александру Титомирову в 1989 году необычайно повезло. Его пригласил в Штаты читать лекции сам Джеймс Уотсон — нобелевский лауреат, открывший структуру ДНК. В престижный вояж Титомиров взял сумму, представлявшуюся советскому научному работнику целым состоянием, — $300. С ними он и решил остаться в США. Тогда Титомиров не мог и вообразить, что спустя 10 лет его кошелек разбухнет в два миллиона раз, а в 2004 году он решит стать совладельцем легендарного символа ковбойской Америки — производителя пистолетов кольт.

Переговоры Титомирова, которого теперь зовут Алексом, с акционерами компании Colt’s Manufacturing ведутся уже не первый месяц. Возможно, к маю стороны ударят по рукам и компания сменит владельца.
Colt’s и Титомиров — достойная пара. С одной стороны — предприятие ВПК с вековыми традициями, государственным менталитетом и присущей механическим заводам медленной реакцией на конъюнктуру. С другой — баловень «новой экономики», сделавший миллионы на «пузыре» NASDAQ. Что может связывать его и Colt’s?

Покупатель

Титомиров без ложной скромности объясняет свои успехи тем, что «предвидит будущее» и «знает, куда пойдет человечество». Научила его прикладной футурологии родная мать: «Мама сказала мне еще в 1976 году, что следующий век будет веком биологии». А вскоре стало ясно, что помимо биотехнологий к числу наиболее перспективных относятся технологии информационные. Для большего эффекта Титомиров объединил оба направления, решив заняться производством программного обеспечения для генетиков.

 

В 1990 году он основал в Вашингтоне компанию InforMax. Ее основным продуктом — программой Vector NTI Suite — к 1999 году пользовались 20 000, а к 2001-му — уже 31 000 биологов во всем мире. Но, несмотря на успехи, компания работала без прибыли, поскольку, как утверждали ее топ-менеджеры, стремилась ускоренными темпами развивать передовые технологии. На это требовались значительные инвестиции. Систему GenoMax с базой данных по изученным генам всех организмов InforMax продавала от $500 000 до $1 млн. На дальнейшую разработку продуктов подобного класса требовались, как можно предположить, десятки миллионов.

InforMax вышла на «высокотехнологичную» биржевую площадку NASDAQ в октябре 2000 года, предложив инвесторам 5 млн своих акций по цене $16 за штуку, то есть желая привлечь на рынке $80 млн. Вера человечества в будущее генной инженерии превзошла все ожидания — капитализация InforMax достигла $560 млн. Пакет самого отца-основателя стоил почти $175 млн.

 

Однако спустя год инвесторы заподозрили, что их надули. Несколько юридических контор в конце 2001 года подали на InforMax в суд, утверждая, что документы компании вводили инвесторов в заблуждение. Они также обвинили андеррайтеров, осуществлявших размещение акций, в искусственном раздувании капитализации фирмы. Титомиров в итоге отбился, а штраф, как он говорит, заплатила страховая компания. Он также напомнил, что всего под судом тогда оказалось 400 компаний. «Мы были каплей в море», — говорит бизнесмен-ученый.

Когда разразился скандал, рынок рухнул в мгновение ока, и компания ушла с NASDAQ. В декабре 2002 года InforMax была продана всего за $43 млн компании Invitrogen. Состояние Титомирова уменьшилось до $13 млн. Покинув в 2001 году руководящие посты в компании, он еще год работал в ней консультантом по 10 часов в неделю, получая оклад в размере $30 000 в месяц.

После всего случившегося бизнесмен решил диверсифицировать бизнес, поскольку не хотел более зависеть только от одной компании. Осенью 2003 года он на пару со своим партнером Джоном Рояллом основал инвестиционную компанию The Royall–Titomirov Group Corporation. Задачу новой фирмы Титомиров описывает так: «Мы ищем инвесторов и ищем бизнес. А потом объединяем их и получаем компанию с огромной стоимостью».

 

С Рояллом Титомирова познакомил один из русских друзей, отрекомендовав его как человека с большими связями в бизнесе, в том числе в ВПК. Роялл в свое время был вице-президентом оборонной компании Dyn Сorp., производителя комплектующих для авиации. Он и подкинул Титомирову идею приобрести Colt’s. «Джону позвонил один из его друзей, — как-то проговорился Титомиров, — и сказал: есть вероятность, что эту компанию будут продавать». Нынешних хозяев Colt’s ее проблемы уже утомили.

Товар

Основанная еще в 1836 году компания Colt’s Manufacturing переживает не лучшие времена. Colt’s производит армейскую винтовку М-16, новую штурмовую винтовку М-4, линейку исторических револьверов и  знаменитый кольт 45-го калибра. Однако спрос на изделия Colt’s снижается уже 10 лет.

Причины известны: конкуренция, сокращение госзаказов, борьба с распространением гражданского оружия. Позиции Colt’s на американском рынке сильно подкосил закон Брейди от 1993 года, запрещающий продажу частным лицам «наступательного» оружия. Закон сыграл на руку производителям малокалиберных пистолетов и револьверов, а спрос на кольты 45-го калибра, соответственно, упал.

Следующий удар — уже по всей отрасли — нанесли громкие иски от муниципалитетов и граждан США к производителям оружия из-за вреда, причиненного людям. Не только Colt’s, но и другие известные производители стрелкового оружия, такие, как, например Smith & Wesson, оказались на грани выживания.

Сейчас Colt’s и его конкуренты вынуждены нести значительные расходы на разработку оружия, способного распознавать владельца и оснащенного массой других систем безопасности, чтобы предотвратить бесконтрольное применение оружия детьми и злоумышленниками. Речь идет об электронных браслетах, без которых пистолет блокируется, рукоятках со сканерами отпечатков пальцев, замках спускового крючка и т. п.

 

Наконец, Colt’s Manufacturing слишком увлеклась производством поставленной на вооружение армии США еще в 1963 году винтовки M-16, пропустив момент, когда потребность американских военных в ней сошла на нет. «Ирак — последний гвоздь в гроб M-16», — прямо заявляли американские командиры в ходе иракской кампании. Оказалось, что черная винтовка сильно нагревается на солнце, забивается песком, ее пластмассовое цевье трескается, а мелкие детали теряются. На мировом рынке M-16 проигрывает «калашникову». Она точнее в стрельбе, но уступает российскому автомату в надежности, поскольку представляет собой более сложный механизм.

Завод в Коннектикуте, однако, упорно продолжал производить M-16, не сумев даже своевременно ее модернизировать, в отличие от конкурирующей фирмы Bushmaster, которая отобрала у Colt’s, вероятно, один из последних правительственных заказов на M-16.

В 1994 году, когда компания Colt’s оказалась на грани банкротства, ее взялся спасать американский мультимиллионер Дональд Зилка, кстати сказать, выходец из Ирака. Его семья, потеряв всю собственность и спасаясь от гонений, бежала еще в начале 1960-х. Компания Зилки Zilkha & Co. приобрела 85% акций Colt’s за $27 млн. Недорого, казалось бы, за такую компанию. Но особой радости покупка новому владельцу не доставила.

Помимо перечисленных трудностей Colt’s, Зилка столкнулся еще с одним неприятным обстоятельством. Купив компанию, он не стал собственником торговой марки Colt. Переживавшая в начале 1990-х финансовый кризис фирма задолжала администрации штата Коннектикут, которая отобрала у Colt’s брэнд в счет погашения долга. Несколько лет подряд Зилка пытался его выкупить и добился своего только полтора года назад.

 

Дональд Зилка не подтвердил и не опроверг информацию о готовящейся продаже компании. Какие суммы обсуждаются на переговорах, неизвестно. Вообще понять, приносит ли Colt’s прибыль, затруднительно, поскольку компания не раскрывает информацию о своих финансах. Известно лишь, что в 2000 году ее оборот составил около $100 млн. В пресс-службе Colt’s также не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть сведения о том, что компания готовится к продаже.

Новая жизнь

Как бы то ни было, Алекс Титомиров заканчивает формирование пула инвесторов для покупки Colt’s и надеется вдохнуть в компанию новую жизнь. В частности, существует план приобретения менее известных, но успешно действующих на рынке производителей стрелкового оружия. Ключевую роль должна сыграть как раз торговая марка Colt, за которую так долго бился Дональд Зилка.

Титомиров также продолжает верить, что XXI век станет веком биологии. В числе его новых проектов — компания, которая будет заниматься такой сверхмодной и перспективной темой, как исследования стволовых клеток. Но, как уточняет предприниматель, XXI будет также веком потребления и маркетинга.

Поэтому он и решил приобрести компанию, название которой, хотя не столь известное, как Levi’s или Сoca-Cola, американцы знают с детства. Под маркой Colt можно выпускать товары, не имеющие со стрелковым оружием ничего общего. «У этой компании такой брэнд, — говорит Титомиров, — под которым можно продавать все что угодно: джинсы, пиво, одежду. Это великий символ Америки».
Так что, если у Титомирова что-то получится, то конкурировать Colt’s будет с новоиспеченным производителем футболок Smith & Wesson и немецкой фирмой MMI, торгующей зонтиками, парфюмом и водкой под маркой «Калашников».

 
    Рассылка Forbes
    Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

    Мы в соцсетях:

    Мобильное приложение Forbes Russia на Android

    На сайте работает синтез речи

    Рассылка:

    Наименование издания: forbes.ru

    Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

    Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

    Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

    Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

    На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

    Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
    AO «АС Рус Медиа» · 2024
    16+