Уже несколько месяцев будильник председателя правления банка «Пойдем!» Натальи Столповских звонит на 15 минут раньше обычного — в 5:45. Эти минуты необходимы рыжему Тимке и серо-белой Мике — котятам, которые теперь живут у Столповских. Ее рабочий день тоже проходит под знаком кошки. Ведь это символ входящего в финансовую группу «Лайф» банка «Пойдем!», который Наталья возглавляет с 2010 года. «Мне почему-то партнеры часто дарят кошек, но я периодически уменьшаю их количество. Одной достаточно, чтобы сохранить чувство вкуса и стиля», — кивает Наталья на изящную кошку-статуэтку, расположившуюся на подоконнике ее рабочего кабинета.
Сейчас Наталья управляет компанией с с 2500 сотрудниками и ежегодно открывает по 70–75 новых банковских офисов. В 2006 году это был отдельный департамент экспресс-кредитования Пробизнесбанка (также входящего в финансовую группу «Лайф»), а три года назад руководство группы приняло решение продолжать бизнес на базе отдельного банка, который и решено было назвать «Пойдем!». С начала 2011 года кредитный портфель на балансе «Пойдем!» вырос почти в 12 раз (на 1100%), в то время как рынок розничного кредитования в стране увеличился на 61%. Сейчас «Пойдем!» выдает кредиты в 32 регионах России, где работают 220 его офисов.
О том, чем отличается принцип выдачи кредитов в «Пойдем!» от других российских банков, Наталья Столповских рассказала Forbes.
— Вы всегда хотели стать банкиром?
— Нет, конечно. В детстве мне нравилась химия, всегда хорошо давалась математика, я обожала гуманитарные предметы, научилась читать в неполные пять лет. Потом я подумывала о поступлении на историко-архивный или журфак, а в итоге поступила на экономфак МГУ на специальность «математические методы анализа экономики».
— Вы работаете в группе «Лайф» 13-й год. Строили там карьеру «с нуля»?
— Сразу после поступления в университет в 1992 году я несколько лет работала в аудиторской компании «Деловая перспектива». Потом позвали финансовым аналитиком в крупную американскую телекоммуникационную компанию Qualcom, которая пыталась внедрить в России стандарт сотовой связи CDMA, но бизнес у Qualcom не пошел. Я вернулась в «Деловую перспективу», а в 1999-м пришла в Пробизнесбанк заместителем руководителя управления кредитными рисками.
Сейчас трудно поверить, но Пробизнесбанк был организацией с довольно тяжелой атмосферой. Первые дни было особенно сложно — мой шеф попал в больницу, не успев меня ни с кем познакомить. И на третий день работы я попала на большой кредитный комитет, где сидело сорок незнакомых мужчин и одна я. В 2000 году я также возглавила другое общебанковское подразделение — управление банковских технологий, в зону ответственности которого со временем вошла разработка новых банковских продуктов. Несколько лет я совмещала работу на обеих должностях.
— Для вас было важно «с ходу» занимать руководящие должности? Согласились бы вы в свое время прийти в Пробизнесбанк, скажем, не замом, а главным специалистом?
— У меня никогда не было цели стать большим начальником. Зато была бы трагедия, если бы не появилась возможность реализовать интересный мне проект. Но в Пробизнесбанке как-то всегда получалось заниматься тем, чем я хотела. Наверное, поэтому я до сих пор работаю в группе.
— А как в группе появился отдельный банк «Пойдем!»?
— В рамках одного розничного бизнеса группы родился другой: в 2005 году, когда Пробизнесбанк приобрел портфель товарных займов у крупного регионального ритейлера и еще у одного кредитного агентства, акционеры приняли решение выделить экспресс-кредитование в отдельный бизнес. Я была назначена его руководителем — начальником соотвествующего дивизиона Пробизнесбанка. До конца 2006 года мы открывали офисы под вывеской Пробизнесбанка. Но потом захотели работать под другим товарным знаком. Придумали с девчонками за бокалом вина транслитерировать название группы LIFE на русский язык и построить оранжевый офис «Лайф» с оранжевой же вывеской. Мне тогда безумно нравился этот цвет — у меня дома был огромный оранжевый диван, и наш офис мы тоже сделали солнечным и ярким, у нас много оранжевого. Мы начали открывать «Лайфы» по всей стране и открыли их около 100.
Затем акционеры решили развивать этот бизнес уже как отдельное юрлицо, под отдельной банковской лицензией, и в 2010 году появился банк «Пойдем!».
— Чем отличается бизнес экспресс-кредитования «Пойдем!» от методов выдачи кредитов в других банках?
— Прежде всего тем, что при работе с большим количеством клиентов мы не используем скоринговую систему оценки. Именно на скоринге (автоматический способ оценки кредитосопособности клиента, основанный на статистике выдачи и возврата кредитов в прошлые периоды. — Forbes) строят потребительское кредитование все другие розничные банки. У нас же решение по кредиту принимает сам менеджер банка после часовой беседы с потенциальным клиентом. То есть решает не бездушная машина, а человек. Все наши финансовые консультанты проходят специальное обучение и используют в работе в том числе знание человеческой психологии. При принятии кредитного решения мы учитываем личностные характеристики клиента.
А еще мы сознательно не работаем в столице, а выдаем кредиты только в регионах. В Москве ведь не только конкурентов больше, но и уровень невозвратов выше.
— Личностный подход позволяет более точно определить, намерен ли клиент погашать кредит в будущем, так?
— Да, именно так. И мы на практике это доказали — сегодня потери по нашему портфелю кредитов составляют 6,5%. Для экспресс-кредитования это очень низкий уровень просрочки.
— А почему вы решили использовать для банка такой небанковский бренд?
— Когда мы выделили дивизион экспресс-кредитования в отдельный бизнес, мы сразу решили, что у такого бизнеса должен быть совершенно уникальный бренд с уникальной атмосферой. Коллективным решением из разных вариантов выбрали «Пойдем!», а логотипом — рыжую кошку. И название банка, и логотип отражают особую атмосферу наших офисов — домашний уют, уважительное и приветливое отношение к клиенту, максимальная степень психологического сближения консультанта и заемщика, полное отсутствие высокомерия, характерного для поведения экспертов многих крупных банков. И самодостаточность финансовых консультантов, которые обладают всеми полномочиями для принятия решений по заявкам на кредит и имеют моральное право сказать клиенту «Пойдем и вместе найдем для вас самое лучшее решение». Так и получился самый небанковский российский банк.
— Можете дать определение своему стилю руководства?
— Бывает, что меня упрекают в излишней авторитарности, но я с этим не всегда согласна. Чего у нас нет, так это давления. Мы все обсуждаем, я много времени уделяю обучению, разъяснению. Но я знаю, что есть два сложных момента в общении коллег со мной. Первое — я очень быстро переключаюсь с одной темы на другую, второе — скорость моего мышления. Я быстро думаю, и не всегда все успевают за мной, поэтому стараюсь сделать все, чтобы решение стало понятно каждому участнику дискуссии.
— Важно ли, чтобы руководитель был доступен для каждого сотрудника?
— Ко мне в кабинет может зайти каждый сотрудник в любое время. Я никогда не ставила своему помощнику задачи ограждать меня от посетителей. Иногда это даже напрягает, порой хочется повесить на дверь табличку «Осторожно, злая собака», чтобы люди точно знали, что сейчас заходить не стоит. Мне сотрудники часто пишут письма с предложениями, критикой, по возможности стараюсь отвечать на все.
— Какие цели вы ставили для «Пойдем!» в последние год-полтора и удалось ли их достичь?
— Одна из главных целей — быстрый рост бизнеса. Если в начале 2011 года кредитный портфель «Пойдём!» составлял около 997 млн рублей, то по итогам первого полугодия 2012 года — 13,5 млрд рублей. Конечно, мы начинали не с нуля: ведь в «Пойдем!» был переведен портфель и персонал департамента экспресс-кредитования. Но сейчас не менее 70% текущего портфеля — это новые кредиты. Огромную роль в развитии бизнеса сыграл ребрендинг. Нам нужно было объяснить клиентам, что «Лайф» не исчез, а просто поменял название. Чем я очень горжусь — в переходном периоде мы не потеряли ни одного клиента «Лайф».
— Как относятся сотрудники к слову «Пойдем!» как названию банка?
— Добиться принятия сотрудниками бренда было сложно. Было много шуток на эту тему, девочки-консультанты говорили: «Вот у меня на бейджике написано «Пойдем!», придет клиент и скажет — ну что, пойдем?!» Особенно девушки в Дагестане на эту тему переживали. Но сейчас могу сказать точно: бренд принят сотрудниками. Когда консультант напрямую общается с клиентом и обладает всеми полномочиями для принятия решения, его личное отношение к бренду передается клиентам. Поэтому внутреннее неприятие здесь просто недопустимо.
— Есть ли занятие, которое может заставить вас полностью забыть о работе?
— Да, это парус. Первый раз я попала на корпоративную регату в 2010 году. Я вообще не хотела туда ехать, устала, простудилась, боялась морской болезни, но меня уговорили. Я поехала и влюбилась. Если для мужчин парус — это, скорее, борьба со стихией, то для меня — восторг единства, умиротворение. Парус — единственное место, где я полностью отключаю мысли о работе. Кладу телефон в сумку, сумку убираю и забываю обо всем на неделю. С 2010 года я с коллегами ходила в недельную регату девять раз и буду продолжать дальше. А еще в моем ежедневнике есть дело, которое я никогда не отменяю, — это маникюр.
— Что вы считаете самым главным достижением в своей жизни?
— Наверное, все-таки «Пойдем!». И то, что спустя столько лет он мне до сих пор интересен.
— Как вы считаете, может ли женщина сделать успешную карьеру без поддержки семьи?
— Добиться чего бы то ни было без поддержки, как правило, очень сложно, если не невозможно. Это может быть поддержка коллег, партнеров, друзей, очень здорово, если есть еще и поддержка самых близких людей — семьи. Я не думаю, что есть большая разница в этом между мужчинами и женщинами, чувство поддержки нужно всем, а степень ее и потребность в ней может быть разной в разные периоды. Мне кажется, женщине в этом даже проще, потому что естественнее получается иногда просто быть собой, не боясь показаться слабой и зависимой.