В 1990-е американские школьницы стали заметно хуже учиться по точным дисциплинам, нежели их одноклассники. И для обучения в старшей школе реже стали выбирать физико-математические классы, хотя раньше дело обстояло иначе. Wellesley College Center провел исследование How Schools Shortchange Girls, в котором доказал, что причина происходящего — в выпущенной Mattel Inc. кукле Барби, одна из фраз которой: «Математический класс такой сложный!» Чип в популярной девчачьей игрушке был заменен, однако влияние стереотипов на поведение людей не устранено и по сей день, считает Лиз Райли Харгроув, заместитель декана по приему студентов в Fuqua School of Business при Duke University и член попечительного совета Forte Foundation — консорциума бизнес-школ и компаний, занимающегося бизнес-образованием женщин.
По ее мнению, сегодня проблема привлечения женщин в бизнес не стоит так остро, как это было еще лет десять назад. «Процент студентов-женщин в бизнес-школах составляет 35-40%. Уже два года, как количество женщин, ежегодно сдающих GMAT, превышает 100 000. Среди россиян, сдающих этот экзамен, 57% — женщины», — говорит Харгроув.
- Низкая самооценка
Однако у женщин по-прежнему низкая самооценка. По исследованию Forte Foundation главная причина, по которой женщины не рассматривают карьеру в бизнесе, — неуверенность в себе.
- Мужское занятие
За последние десять лет женщин заметно прибавилось маркетинговых и финансовых отделах фирм, HR, но их все еще крайне мало на должности CEO. «К стратегическому планированию их не подпускают», — говорит Харгроув. Хотя огромное количество исследований доказывает, что руководство компаний, в состав которого входят женщины, эффективнее, бизнес все еще воспринимается как мужское занятие.
- Работа с мужчинами
По мнению Харгроув, пора избавиться от этого впечатления — мужчины должны научиться воспринимать женщин как равных партнеров. Единственный способ добиться этого — вовлечь мужчин в открытый диалог: «Они должны осознать, что мы обладаем разными взглядами и подходами к принятию решений, но голоса и тех и других важны».«Над изменением восприятия женщины работают такие бизнес-программы, как Organizational behavior, Business communications, — говорит выпускница Fuqua School, академический координатор программ для руководителей в Высшей школе менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета Ольга Удовиченко. — Эти программы включают занятия с психологами, задача которых – объяснить различия в мышлении мужчин и женщин и научить работать в команде».
«Отдельный курс для мужчин, посвященный обсуждению гендерных ролей, разрабатывает MIT (Introduction to Women’s and Gender Studies, Gender and Technology. — Forbes Women), — говорит Харгроув. — Не знаю, насколько он будет успешен, но он станет площадкой для обсуждения очень важной темы: почему женщин в бизнесе должно быть больше. Большинство женщин понимают это, осталось донести осознание этого до мужчин».