К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Дочь старателя

Дочь старателя
Джорджина Райнхарт стала самым богатым человеком Австралии, получив в наследство разоренную горнодобывающую империю

Впервые Джорджина Райнхарт громко заявила о себе в 1979 году. Ей было тогда 25 лет. Она зафрахтовала самолет и пригласила 300 друзей своего отца в полет над севером Австралии. Входной билет на экскурсию «Проснись, Австралия!» о минеральных ресурсах стоил 500 долларов. Гостей развлекали физик Эдвард Теллер, известный в США как «отец водородной бомбы», и премьер-министр Куинсленда.

Это был ее подарок отцу, Лэнгу Хэнкоку, только что выпустившему свою первую книгу. «Что бы я ни делала, главное для меня — процветание дома Хэнкоков. Ничто этому не помешает. Ничто», — поклялась Джина в праздничной речи. В то время она уже готовилась стать единственной наследницей рудной империи, созданной ее отцом: Hancock Prospecting принадлежали лицензии на разработку в богатом минералами регионе Пилбара, в 1970-е годы компания зарабатывала ежегодно несколько миллионов долларов на собственной добыче железной руды и отчислениях за разработку. Тогда, в 1979 году, облетая шахты, она не могла себе представить, что в наследство ей достанется компания, увязшая в долгах, и за нее придется отчаянно побороться.

В одном из интервью Райнхарт спросили, что она считает эталоном красоты. «Железорудную шахту»,— ответила она не задумываясь. Джина начала учиться экономике в Сиднейском университете, но бросила учебу уже через год. Лучшего учителя в ведении дел, чем ее отец, ей было не найти. В детстве все свободное от школы время Джина проводила на шахтах. Когда ей было десять лет, отец усадил ее за руль машины и, убедившись, что она справляется с управлением, разрешил ездить по семейным владениям одной. Когда ей было двенадцать, Лэнг Хэнкок взял ее с собой в путешествие по горам Кимберли, юго-западного округа Австралии. Они лазали по шахтам, ночевали в палатке, отец рассказывал Джине о руде и минералах.

 

Даже со своим первым мужем Джина Райнхарт познакомилась в шахтерском городке. Англичанин Грег Милтон работал продавцом в Уиттенуме, Джина зашла в его магазин в одну из своих поездок на шахту. Когда Джине исполнилось 19 лет, они обвенчались в главном англиканском соборе Сиднея. К тому времени Грег по просьбе невесты сменил фамилию на Хейворд. Сын мелкого английского фермера приехал в Австралию за удачей и нашел ее в пыли Уиттенума, единственной асбестовой шахты Австралии. К тому времени как Грег и Джина поженились, из города, в котором они познакомились, уже в панике уезжали шахтеры и их семьи. Врачи обнаружили, что синие нити асбеста накапливаются в легких и приводят к раку.

Джина и Грег развелись через 8 лет, в 1981 году. Грег стал таксистом в Перте, видеть сына и дочь ему разрешалось раз в неделю. Через два года Джина вышла замуж во второй раз — за юриста из Америки Франка Райнхарта. К тому времени ей было 29, ему— 57. В 1990 году Райнхарт умер, причем через несколько лет в интервью Джина даже не смогла припомнить точный год его смерти. От этого брака у нее остались еще двое детей: дочери-близнецы Джина и Хоуп.

 

Своего главного в жизни врага Джина Райнхарт наняла на работу сама. В 1983 году, через несколько месяцев после смерти матери, она искала служанку, которая могла бы следить за домом отца. Поговорив с несколькими претендентками, она выбрала филиппинку из хорошей семьи, недавно приехавшую в Австралию. Так в дом вошла Роуз Лэксон. Через два года она стала женой Хэнкока и мачехой Джины.

Джина разругалась с отцом, которого всю жизнь считала своим лучшим другом. По рассказам, в молодости она ревновала его даже к собственной матери, требуя к себе стопроцентного внимания. Женитьба отца на служанке, а главное, те суммы, которые он переводил ей за счет семейной компании, приводили ее в ярость.

Хэнкок и его дочь забрасывали друг друга гневными письмами. «О тебе рассказывают грязные анекдоты по всей Австралии», — писала Джина своему отцу. «Ты вытягиваешь деньги из нашей общей компании (…) и прячешь свои личные расходы в бухгалтерии фирмы». Хэнкок отвечал личными оскорблениями: «Если уже ты не заботишься о моем благополучии, позволь хотя мне бы запомнить тебя той аккуратной, ухоженной и красивой молодой леди, открывавшей тур «Проснись, Австралия!», а не вялым, мстительным и лживым слоном, в которого ты превратилась. Я рад, что твоя мать больше не может увидеть тебя такой».

 

Хэнкок обвинил Джину в том, что она требует себе непомерно высокую зарплату, и запретил ей пользоваться кредитными картами компании. Джина требовала независимой аудиторской проверки финансов: Hancock Prospecting, которой она всю жизнь гордилась, разваливалась у нее на глазах, от дел ее практически отстранили.

Помирились они только незадолго до смерти Хэнкока, когда тому стало казаться, что его молодая жена больше заботится о своих мехах и шляпах, счет которым шел на сотни, чем о его здоровье. Он запретил своей жене Роуз приближаться к своей комнате. Когда он умер в 1992 году, у его кровати стояли Джина, медсестра и камердинер Рэг Браун, в последние дни спавший, как верный пес, на полу у кровати хозяина. Пожалуй, это был единственный человек, которому Хэнкок мог доверять в конце жизни.

Через полгода после похорон молодая вдова вновь вышла замуж. Она сама рассказывала, что ее подтолкнула к этому война, которую ей объявила падчерица. Джина обвиняла Роуз в умышленном убийстве отца, утверждая, что та изводила его просьбами о деньгах, прятала его респиратор в холодильнике, специально кормила его жирной едой и путала прописанные лекарства. Что из этого было правдой, выяснить невозможно. Чтобы очернить мачеху, Джина не останавливалась ни перед чем: подкупленные ею свидетели утверждали, что Роуз была проституткой на Филиппинах и искала для своего мужа наемного убийцу. Больше всего в это время Джина действительно походила на разъяренного слона. Она передвигалась только на бронированном «Ягуаре» и наняла бригаду охраны из бывших солдат и десантников, повторяя, что Роуз хочет ее убить. Но главным для Джины, растерявшей за последние годы все остатки сентиментальности, была уже не память об отце, а попытка сохранить влияние над компанией. Она пыталась доказать, что Лэнг Хэнкок незаконно передал Роуз собственность на сумму $70 млн, принадлежащую компании. Разбирательства длились 14 лет и закончились победой Райнхарт, хотя история с подкупом свидетелей осталась пятном на ее репутации.

Первые годы на посту главы Hancock Prospecting были трудными для Джины не только из-за судебной тяжбы. В горной индустрии и правительстве ее не воспринимали всерьез. Из-за ошибок Лэнга Хэнкока и его непомерных трат Hancock Prospecting стояла на грани банкротства. В 1987 году Хэнкок заключил сомнительную сделку с румынским диктатором Чаушеску о поставке железной руды из шахты McCamay’s Monster. Румынская революция 1989 года оставила Hancock Properties с внушительным убытком: руда так и не была оплачена. Основной доход компании составляли отчисления за разработку недр, которые выплачивала компания Rio Tinto.

Джине нужно было выводить компанию из кризиса, для этого она решила развивать собственную добычу руды. В декабре 1992 года она приняла удачное решение о начале разработки месторождения Hope Downs. Сейчас месторождение, которое Hancock Prospecting разрабатывает вместе с Rio Tinto, производит 30 млн т руды в год, к 2013 году добыча должна увеличиться до 43 млн т. Вместе с южнокорейской компанией Posco она планирует разработку шахты Roy Hill, которая должна приносить 55 млн т в год.

 

Как и многие другие поставщики руды, Джина делает ставку на партнерство с Китаем. Свою дочь Бьянку, которую считают ее главной наследницей, она отправила на несколько лет в Гонконг для изучения китайского. Райнхарт начала инвестировать в добычу угля, в ее планах— экспорт угля в Азию, сейчас она разрабатывает два месторождения, общую стоимость которых оценивают в $15 млрд. Джина научилась упорству у своего отца. Работать с ней непросто, она часто меняет советников, увольняет сотрудников за малейшие возражения и хочет полностью контролировать все, что происходит в компании. Обиженные ею говорят: «Она окружила себя комнатными собачками». Сумевший сохранить с Джиной добрые отношения Джон МакРоберт, основатель лоббистской группы Райнхарт, возражает: «Она сама по себе. Она хочет иметь собственный голос, но всегда выслушает друзей и только после этого примет решение».

Джина оказалась удачливее своего отца в делах: она расплатилась по долгам, расширила производство и сделала его намного более прибыльным. В прошлом году ее состояние увеличилось с $2 млрд до $9 млрд, Райнхарт стала самым богатым человеком Австралии. Одна из причин ее успеха — повышение спроса на железную руду и цена, взлетевшая до $150 за тонну. Но даже когда цена упадет до ожидаемого уровня $100-120 за тонну, бизнес Hancock Prospecting останется очень прибыльным.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+