Раннее утро. Перед офисом крупной компании останавливается фургон. После долгих переговоров охранник соглашается пропустить незнакомцев в здание. Уборщица дает ключ от нужного кабинета. К началу рабочего дня и пол, и стол, и стены были в цветах. На создание композиции ушло 150 роз. «Такие заказы редки, но нас очень радуют — ими интересно заниматься. Мы до последнего не были уверены, что получится проникнуть в здание», — говорит Елена Буянова, совладелица компании «Вино и розы», специализирующейся на подарках.
Это не первый ее бизнес. В 1995 году вместе с коллегами из рекламной службы радио «Европа Плюс» она основала компанию «Город-Инфо» (разработка сайтов), одним из проектов которой был популярный в то время портал Weekend.ru — первое в России электронное СМИ о музыке, кино и развлечениях. После продажи компании холдингу АФК «Система» в 2001 году Буянова создала системного интегратора, компанию «Оберон». Почему именно IT, ведь женщин в этой сфере можно перечесть по пальцам одной руки?
Некоторый опыт был — «Город-Инфо» среди прочего занимался и системной интеграцией. «Мне всегда интересно заниматься тем, что креативно и дает ощутимый результат, — говорит Елена. — По каждому проекту можно четко посчитать, сколько денег компания сэкономила за счет внедрения технологий с нашей помощью». Встать на ноги удалось быстро, сейчас в компании около 60 сотрудников, заказчики — из самых разных сфер. «Оберон», например, создавал CRM-систему для Первого канала, колл-центры для «Связного», «М.Видео», «Корбины Телеком», Teleperformance, Единой справочно-сервисной службы 0909, проводил работы по построению структурированных кабельных сетей в Банке Москвы, поставлял оборудование и программное обеспечение ФТС России и «Транснефтепродукту»… «Имея мозги и репутацию, обзаводишься и заказчиками», — говорит Елена.
В 2007 году, когда бизнес «Оберона» уже был отлажен, у Елены возникло желание создать еще что-нибудь с нуля. Идея нового проекта — поставщика подарков — родилась спонтанно. «У нас каждый год возникает проблема с поиском и заказом стильных подарков клиентам на Новый год, на 8 Марта, на дни рождения. И я не одна такая. На Западе подобные сервисы есть, я решила создать такой и в России, — говорит она. — Мы продаем не товары, а услугу».
Поскольку Елена собиралась и дальше заниматься развитием «Оберона», в новый бизнес привлекла подругу Аллу Еремину, профессионального флориста. Компанию назвали «Вино и розы», поскольку цветы и вино — подарок на все случаи жизни. Буянова вложила в проект около $100 000. В центре Москвы открыли салон и мастерскую, где делают подарки. «Вино и розы» берет на себя идею подарка, воплощение, доставку. В оформлении используются цветы. Однажды, например, цветами украшали теннисный стол — одна компания поздравляла с праздником другую. Делали из цветов и кайт, и водолазный шлем.
Каждый сезон компания разрабатывает 20–40 стандартных наборов подарков. Все в разной ценовой категории — от 500 до 5000 рублей. Это могут быть вязаные игрушки в коробке с еловым лапником, корзиночка с фруктами, букет ландышей в Новый год.
Корпоративные заказы бывают и на 20, и на 500 штук. Буянова стимулирует клиентов заказывать подарки заранее: презентация новогодней коллекции проходит обычно в конце лета, весенней — среди зимы. В прошлом году, для того чтобы напомнить заказчикам, что зима не за горами, Елена августовскую презентацию вела в платье и валенках, а помещение было оформлено искусственным снегом. Сделав заказ заранее, можно сэкономить.
С индивидуальными подарками в компании особенно любят работать. Специалисты подолгу расспрашивают клиента об адресате: характер, темперамент, увлечения, предпочтения, повод. Пока, говорит Елена, все были довольны. Был случай, когда клиент ради того, чтобы в феврале достать для дамы любимые ею пионы, посылал за ними частный самолет в Голландию.
Фирма также оказывает услуги по флористике (например, оформляли цветами мероприятие по официальному запуску производства полного цикла на заводе Volkswagen в Калуге), фитодизайну (размещение растений в интерьерах и уход за ними), ландшафтному дизайну (от геодезии участка до посадочных работ). В 2008 году все было замечательно, а потом грянул кризис. Елена рассказывает, что продажи на 8 Марта 2009 года упали в сравнении с 2008 годом на 70%. «Люди, к сожалению, экономят на отношениях. Но ведь можно сделать подарки и в пределах 500 рублей. Дорого-то внимание», — говорит она. Выжила фирма за счет ландшафтного дизайна, выручка по прошлому году составила 65 млн рублей.
Но Елена видит в испытаниях и плюсы — команда сплотилась, сейчас остались именно те люди, с которыми можно идти дальше. Планов по развитию проекта много. На стадии запуска интернет-магазин — подарки и букеты можно будет заказывать не только в Москве, сотрудники компании уже договариваются о сотрудничестве с региональными салонами.
Помогает ли в новом бизнесе прежний опыт? Безусловно. «У нас все технологично, — улыбается Елена. — Сразу установили систему CRM, так что всегда знаем, сколько подарков клиент заказывал в прошлый раз, когда последний раз обращался. Помогаем клиентам отслеживать, не забыли ли они кого-то поздравить. Под интернет-магазин создали колл-центр».
Новый бизнес многому ее научил. Например, тому, какие удивительные композиции можно делать из невзрачных на первый взгляд цветов вроде матрикарии, мелкой ромашки. Но больше в новом проекте ей нравится то, что компания доставляет людям удовольствие. «Я хочу вернуть людям радость дарить подарки», — говорит Елена.