К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

На живца: как бывшие сотрудники «Тройки Диалог» занялись рыбоводством в Армении

Фото Евгения Петрушанского для Forbes Woman
Фото Евгения Петрушанского для Forbes Woman
Супруги Ольга Парахина и Николай Кагинян разводят осетров и форель и поставляют их в Москву. Довольны ли?

Супруги Ольга Парахина и Николай Кагинян когда-то работали в «Тройке Диалог». Потом у Николая была собственная инвесткомпания, у Ольги — фирма по перевозке щебня и угля. В марте 2012 года Кагинян получил инвестиционное предложение о разведении осетровых в Армении. Супруги тогда катались на лыжах в Италии. «Проект заинтересовал», — вспоминает реакцию мужа Ольга.

Кагинян вложил в проект около $9 млн. Но спустя год партнеры так и не исполнили своих обязательств. Николай решил выйти из бизнеса. Партнеры же, по его словам, перевели денежные потоки в серый оборот, начали выводить активы, обременять проект обязательствами аффилированных лиц и компаний. В итоге проект разорился, «партнеры» в бегах, а Кагинян пытается вернуть инвестиции через суд.

С чистого листа

Однако за год супруги успели погрузиться в рыбный бизнес. Побывали на аквакультурных предприятиях Дании, США, Израиля. «Мы ехали туда с пиететом, но никаких откровений не увидели, — признается Ольга. — Рыбоводство в Армении вполне на уровне. Решили: раз ввязались в драку, будем продолжать».

 

Кагинян нашел в МГУ специалиста по подземным водам, который в советское время в Араратской долине лично бурил скважину с дебетом 900 л/сек. «И ее не надо качать — она фонтанирует, пресная питьевая вода!» — говорит Кагинян.

К тому же в артезианских источниках круглый год держится идеальная для разведения форели и осетров температура воды — 15–18 градусов. Да и экология отличная.

 

В начале 2014 года супруги купили разорившееся хозяйство площадью 2 га, арендовали несколько прудов. Инвестиции составили порядка $2 млн. Сейчас в собственности их компании «Инфраструктура» десятки бассейнов, где разводят три вида осетровых (осетр русский, сибирский, стерлядь) и три вида форели (янтарную, горно-ручьевую и радужную). К концу лета супруги планируют выйти на объем 300 т товарной рыбы в год.

Консультировались и у бывшего владельца, и у других армянских рыбоводов. «Как-то мама пришла в гости и очень удивилась, увидев на наших прикроватных тумбочках книги по осетроводству», — смеется Ольга. Полезным оказалось и знакомство с русскоязычным директором кормового завода в Германии. «Случайно в разговоре он спросил, когда мы кормим рыбу, — рассказывает Ольга. — Узнав, что с 9 утра, предложил кормить с восходом солнца. Для нас это было сложно, так как рабочие-кормораздатчики выходят на работу к девяти, но все же попробовали. Оказалось, у рыбы есть биологические часы и в шесть утра она действительно лучше усваивает корм».

Попасть в сети

Летом 2014 года их рыба попала в сеть гастрономических магазинов «Глобус Гурмэ». Оксана Ботнева, категорийный менеджер сети, вспоминает, как предприниматели привезли рыбу на дегустацию. Бренд-шеф Хорхе Севилья приготовил блюда из осетра трех компаний, ассортиментный комитет проголосовал за армянскую рыбу. «Вкусовые характеристики были выше, отсутствовал запах ила. Они ведь выращивают рыбу не в садках, а в проточной воде. На протяжении двух лет заказываем только армянскую рыбу, сейчас доля Artezianica в продажах охлажденной рыбы по сети составляет 20–30%», — говорит Ботнева.

 

Бренд Artezianica появился не сразу — поначалу супруги поставляли рыбу под этикеткой «Инфраструктура». Разработку нового стиля курировала Ольга. «Это был самый сложный этап моих с мужем деловых отношений, мы много спорили о дизайне», — вспоминает она. Ей поначалу совсем не нравилось название, на котором настаивал муж, — с едой не ассоциируется. А Ольга так же рьяно отстаивала свое видение внешнего вида марки.

«Нам заказали несколько тысяч упаковок нарезки осетра холодного копчения в канун Нового года. На тот момент был разработан только логотип и фирменный стиль, надо было стремительно напечатать упаковку», — рассказывает Ольга. В Нижнем Новгороде нашли типографию. Но из-за новогоднего ажиотажа заказ сильно задержался. «На следующее утро надо отгружать поставку в сеть, а фура с упаковками приехала только в 2 часа ночи, рабочих уже было не найти. Ничего не оставалось, как самим запаковывать нарезку в вакууме в наши конверты. Все это в складском холодильнике до самого утра в телогрейке. И хотя на следующий день руки не шевелились, продукцию отгрузили», — смеется Ольга.

Аквакультура и культура

Сегодня Artezianica представлена во всех крупнейших сетях. 20% продаж приходится на готовую продукцию (черная и красная икра и рыбные деликатесы), остальное — охлажденная рыба. Ее вылавливают для сетей под заказ и доставляют самолетом — так продукция оказывается на прилавке уже на второй-третий день после вылова. По словам Оксаны Ботневой из «Глобус Гурмэ», на российском рынке всего четыре компании торгуют рыбой из Армении, из них только «Ла Маре» и «Инфраструктура» поставляют самолетами: «Логистика выстроена замечательно, сбоев никогда не было».

Несмотря на кризис, по словам супругов, в 2014 году оборот составил 77 млн рублей, в 2015-м — более 200 млн рублей. Они надеются окупить вложения через пять лет. Планируемая рентабельность бизнеса по чистой прибыли — 20% в год. Пока же компания несет убытки из-за девальвации рубля (корм для рыбы закупают в Дании и Германии) и длительных отсрочек сетей.

Сложнее всего оказалось выстроить работу армянского офиса. По словам предпринимателей, пришлось повоевать: «До нас на производстве царило кустарное отношение к работе. Мы сменили трех начальников цеха: одного уволили из-за воровства, другого — из-за халатного отношения, третьего — по возрасту, нынешнего вырастили сами», — рассказывает Ольга.

 

Она признается, что, получая MBA в МГУ, не очень серьезно относилась к курсу кросс-культурного менеджмента. Оказалось, зря:

«К примеру, в Армении недопустимо, чтобы девушка отчитывала мужчину, пусть даже это ее подчиненный. Иначе стресс может случиться такой, что человек уже не способен будет воспринимать информацию». В итоге супруги наняли исполнительным директором русскую женщину, которая давно живет в Армении, а потому хорошо понимает местные нравы. Владельцы бывают в Армении редко, раз в месяц. Дело в том, что на производстве есть свой человек — кузен Николая. Он не имеет отношения к рыбоводству, но без его кураторства и контроля не обойтись — «иначе воровства на производстве не избежать».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+