34-летняя Джессика Альба, успешная голливудская актриса, создала компанию The Honest Company, которую эксперты оценивают в $1 млрд и продажи которой за 2015 год приближаются к $200 млн. Бизнес Альба придумала на собственной кухне в 2008 году, когда готовилась стать мамой и задумалась о здоровых и нетоксичных продуктах для семьи. С тех пор она привлекла трех партнеров и несколько сотен миллионов долларов инвестиций. Компания производит более 120 продуктов, среди которых экологичные подгузники, моющие и стиральные средства, предметы женской гигиены. В общей сложности в двух офисах The Honest Company сейчас работает 350 человек. Во время интервью Forbes Альба поделилась советами для начинающих предпринимателей.
Четко сформулируйте вашу идею
Когда Альба решила, что ей нужен партнер по бизнесу, она обратилась к Брайану Ли, другу своего мужа интернет-предпринимателя Кэша Уоррена. Брайн был юристом и запустил успешный сайт по юридическому сопровождению LegalZoom.com, а также проект вместе с Ким Кардашьян ShoeDazzle.com. У Альбы в тот момент возникли сложности с реализацией: идей было много, но их нужно было оформить. Она мечтала о целой вселенной из нетоксичных продуктов и предметов, но при этом не могла обдумать конкретные предложения и продукты.
«Я загрузила Брайна 50-страничным опусом со своими идеями», — рассказывает Альба. Ли не заинтересовался, да и Альба на время занялась съемками. Но 18 месяцев спустя она снова встретилась с Ли — и и на этот раз предложила ему 10-страничную лаконичную презентацию в PowerPoint, в которой были четко изложены принципы компании и главные тезисы ее предложения. «И тогда Брайан понял суть бизнеса», — говорит Альба.
Мужу Альбы Кэшу Уоррену тоже пришлось погрузиться в новое увлечение супруги. «Я ничего не знал обо всех этих химикатах, которые содержались в потребительских товарах, и она меня многому научила, — говорит он. — Поначалу было сложновато, не хотелось этим заниматься, но Джессика ушла в дело с головой».
Используйте свои недостатки
Альба знает, в чем ее сильные стороны в ведении бизнеса, а в чем — слабые. «Мне нравится заниматься маркетингом и дизайном, — перечисляет она, — и еще стратегическим планированием. Это у меня получается лучше всего». Но при этом уверена, что многие другие вещи даются ей гораздо хуже, чем ее партнерам. Альба спокойно это признает, с гордостью рассказывая про сооснователей компании. Это Брайан Ли, успешный юрист и создатель прибыльных сайтов, Кристофер Гэвиган, который долго работал в некоммерческом секторе и семь лет возглавлял НКО Healthy Child Healthy World («Здоровый ребенок, здоровый мир»), и Шон Кейн, глава дискаунт-ритейлера PriceGrabber.com, который отлично справляется с оперативной деятельностью. «Не стоит делать вид, что ты самый умный и брать все на себя», — уверена Альба.
Не спешите выходить на рынок
У The Honest Company в ассортименте более 120 продуктов, но все они очень медленно и постепенно выводились на рынок, потому что основатели знали: пока нет бренда, доверия не будет.
Альба говорит, что женская линия средств гигиены, которую запустили в июле, создавалась более полутора лет. «Нам нужно было найти достойного производителя, сделать оригинальный продукт, протестировать его. Это все было долго, ответственно и непросто, — рассказывает актриса-предпринимательница. — Но зато я точно знаю, что нашим продуктам люди доверяют и хотят их покупать. Многие сами просят нас создать тот или иной вид товара».
Не тратьте слишком много на рекламу и маркетинг
Альба признает, что ее известность сыграла важную роль в успехе компании. Она была одновременно сооснователем и лицом бренда. И тем не менее она и ее команда всегда были сторонниками скромных рекламных решений и старались ограничиваться кампаниями в соцсетях, а не устраивать масштабных национальных рекламных акций. «Хотя да, был момент, когда я, кажется, кричала с каждой крыши о своих продуктах, — признает Альба. — Но мы достаточно экономны, до сих пор считаем деньги и стараемся не тратить их на чрезмерную рекламу».
Конечно, она точно знает, что нет ничего эффективнее, чем сарафанное радио и советы мам друг другу. Если товар не нравится, то никакая рекламная кампания его не спасет. Его просто не будут покупать и рекомендовать подругам.
С помощью бизнеса можно решить социальные проблемы
Альба несколько раз лоббировала изменения в законодательстве о тестировании химических продуктов, обращалась к известным людям. Но нормы пока так и не изменились. Акт Toxic Substances Control Act 1976 года позволяет не проводить тестирование более чем 80 000 товаров, в том числе детской косметики. Теперь Альба уверена, что успешная компания может сделать больше полезного, чем лоббистские инициативы известной актрисы. «Я замечаю много социальной несправедливости, — говорит Альба, — Но раньше я старалась помогать традиционными способами, действовала как обычный благотворитель. Теперь у меня есть другой механизм, коммерческая компания, у которой отчасти некоммерческие цели. Мне кажется, это лучший способ решить проблему. Если правительство не идет навстречу и не меняет нормы регулирования, то этим займусь я и дам людям достойную и надежную альтернативу».
Не бойтесь стереотипов
«Люди считали, что я актриса из второсортных фильмов, которая крутит задницей в бикини. Мне понадобилось три с половиной года, чтобы убедить всех, что я способна на нечто большее», — с улыбкой вспоминает Альба. Но успех ее компании обусловлен не только внешностью и славой. Главное — внимание к деталям и тяжелый труд. Альба смеется, вспоминая, как работала по 86 часов в неделю, снимаясь в телесериале «Темный ангел» Джеймса Кэмерона, с которого начался ее карьерный рост в кино. Теперь, говорит Джессика, она по 86 часов в неделю сидит за синим винтажным столиком, занимаясь маркетингом и развитием бренда компании, которая призвана удовлетворить растущую потребность в здоровых и нетоксичных продуктах у молодых ответственных родителей, которые носятся с детьми, как с дорогим фарфором.
Не сдавайтесь
«Когда мы запустили бета-версию сайта, она работала так плохо, что, казалось, вот-вот рухнет, — вспоминает предпринимательница. — Мы думали тогда, что все зря, что нам стоит перестать строить грандиозные бизнес-планы. Но мы продержались и все это время настойчиво посылали людям бесплатно сэмплы наших подгузников и детских салфеток». В 2012-м, когда компания только вышла на рынок, продажи составили $10 млн, в прошлом году — $150 млн, в этом участники рынка пророчат до $250 млн.