К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Чистые деньги: как стартап помог выйти из семейного кризиса

фото DR
фото DR
Соосновательницы Woo Ольга Мостовая и Мария Хребтова надеются разбогатеть, несмотря на конкуренцию на рынке онлайн-сервисов по уборке помещений

Что делать, когда полы в доме не мыты, а маленький ребенок и собственный бизнес не оставляют времени на уборку? Ольга Мостовая для выхода из семейного кризиса решила начать еще один бизнес. Вместе с подругой Марией Хребтовой в 2014 году они создали в Санкт-Петербурге сервис по уборке Woo.

Подружились девушки в 2009 году — обе работали в американской риелторской компании. Через год вместе ушли: Ольга открыла собственное агентство Red Apple Realty, а Мария перешла в финскую компанию SATO. Вскоре Ольга вышла замуж, в 2013 году у нее родилась дочь Арина. «После ссоры с мужем из-за домашнего хозяйства я была очень подавлена, а Маша пришла меня поддержать, — вспоминает Ольга. — Мы стали обсуждать домработниц. Вопрос был, как найти такую, чтобы выглядела опрятно, убирала хорошо и при этом уборка была доступной по цене». В должностные обязанности Марии в SATO входила и организация уборок квартир, так что девушка разбиралась в местном рынке клинеров. В тот же вечер было решено организовать собственный сервис, чтобы «доставить» уборку в каждый дом за доступную цену.

Дизайнер, которого привлекли для создания сайта, посоветовал отказаться от зеленого логотипа и помог придумать название. «Вроде зеленый цвет для клининговой компании — это логично, — говорит Мария, — но он объяснил нам, что нужно что-то более живое, яркое, чтобы выделяться на рынке». Для названия искали английское слово, в словаре нашли глагол Woo, что в переводе означает «заботиться», «ухаживать». Теперь клинеры Woo называются вуперами, носят ярко-розовые футболки, рюкзаки и инвентарь в том же цвете.

 

По данным Discovery Research Group, в 2014 году объем российского рынка клининга составлял 65 млрд рублей, лишь 10% приходилось на частных клиентов (80% — уборка офисов и торговых помещений, 10% — промышленных предприятий). Принятие поправок в миграционное законодательство довольно сильно пошатнуло клининговый бизнес. Woo эти проблемы не коснулись: вупером может стать только гражданин РФ.

«Это не национализм, а маркетинговая стратегия, — объясняет Ольга. — Просто люди склонны больше доверять своим соотечественникам».

 

Woo принимает заказы на уборку квартир и офисов. Стоимость можно узнать заранее, она зависит от количества комнат. Так, уборка однокомнатной квартиры обойдется в 1900 рублей, каждая последующая комната будет прибавлять к стоимости 500 рублей. Есть система еженедельных абонементов, это минус 20% от стоимости.

«В Америке, конечно, все придумали до нас, — шутит Ольга. — Мы сразу изучили компанию Handy, это лидер у них на рынке клининга». Они предлагают не только уборку квартиры, но и помощь в ремонте, покраске стен, проводят сантехнические работы и недавно внедрили новую услугу помощи с переездом. Все услуги Handy можно заказать через интернет.

Целый год девушки трудились над тем, чтобы поставить компанию на ноги: найти клиентов, обучить клинеров. Первым делом услугу стали продвигать через риелтерское агентство Ольги, большая часть клиентов которого — экспаты. Спонсировали и мероприятия, где были потенциальные клиенты. В апреле Мария ушла из SATO, предварительно заключив с финнами контракт на уборку их квартир.

 

«Работы много,  говорит Ольга.  Надо не отставать от рынка и в максимально короткие сроки перевести все операции по организации уборки в онлайн». Появление Uber задало онлайн-сервисам планку, которая постепенно становится стандартом. Скоро услуги Woo можно будет оплачивать картой через интернет, а у каждого клинера будет на сайте личный кабинет, где он самостоятельно сможет принимать заказы. А у заказчика появится возможность выбирать понравившегося вупера и ставить оценки по итогам его работы. В планах — создание мобильного приложения Woo и запуск канала на Youtube.

По полочкам

Вспоминая о трудностях, основательницы Woo не жалеют, что кредита в банке на стартап им не дали. В общей сложности на запуск бизнеса они потратили 700 000 рублей, больше половины ушло на создание сайта. В скором времени предстоит заплатить еще 100 000 рублей за мобильное приложение. Пока большую часть заработанных денег приходится вкладывать в развитие.

Год назад, когда сервис только запустили и обучение клинеров не входило в обязательную программу, нанимали персонал с опытом работы в уборке. Как-то за час до возвращения клиентов в квартиру Ольга и Мария приехали проверять работу клинера и пришли в ужас. «Под тумбочками осталась пыль, отпечатки пальцев на двери,  рассказывает Мария.  Мы не могли сдать квартиру в таком виде, нам оставалось только самим ее убрать, чем мы и занялись. Через час квартира сияла».

После этого случая все клинеры, которых принимают на работу, проходят курс обучения. Девушки говорят, что профессиональная уборка — это целая наука, есть специальные технологии: как очистить от пыли батарею изнутри, как отмыть кухонную мебель и холодильник. Подбор персонала, по признанию девушек, одна из самых больших трудностей в клининговом бизнесе.

Подруги разделили сферы ответственности. Ольга занимается привлечением клиентов, Мария следит за соблюдением стандартов, обучает и проверяет каждого клинера, отбирает чистящие средства, чтобы были органическими, гипоаллергенными и при этом хорошо удаляли грязь. Если после уборки от клиента поступает жалоба, то в течение 24 часов приезжает другой вупер и переделывает работу уже бесплатно.

 

Кто полы мыть будет

В России Woo оказались не первыми. «Мы, конечно, расстроились, когда узнали, что уже есть подобные компании, такие как GetTidy и Qlean. Однако все равно мы довольно рано пришли на рынок, который еще не сформировался, так что у нас были большие преимущества», — объясняет Ольга.

GetTidy также работают в Петербурге, у них уже есть приложение и все услуги можно заказать онлайн. «У нас модель сильно отличается от стандартной клининговой компании в России, — рассказывает основатель GetTidy Дмитрий Анисимов. — Все заказы мы принимаем онлайн, после заказа не напрягаем клиентов звонками, им автоматически приходят sms со статусами по уборке. Пользователь GetTidy знает заранее итоговую стоимость уборки, может познакомиться с клинером в своем личном кабинете, оплата за уборку снимается автоматически после уборки с банковской карты. У каждого клинера есть свой личный кабинет, где как в такси он сам выбирает заказы, берет их и закрывает, то есть планирует свой график сам. Также мы убираем квартиры по своей экотехнологии. После уборки клиент может оставить обратную связь и поставить рейтинг клинеру, тем самым мы становимся лучше. Такого в обычной клининговой компании нет, в том числе и у Woo».

Бесспорный лидер на рынке клининга в России  компания Qlean из Москвы. Создатели компании про петербургский Woo ничего не знают. «Комментировать пока слишком рано, у них вряд ли какие-то значительные обороты. Скоро мы выйдем в Питер, хорошо, что ребята подогревают рынок к нашему приходу», — комментирует Роман Кумар Виас, директор по маркетингу Qlean. Ежедневно Qlean осуществляет 250 уборок в Москве, ежемесячный оборот составляет 20 млн рублей. «Мы строим сервисную вертикаль внутри компании. У нас свой отдел обучения, свой отдел заботы о клиентах, система стажировок и тренингов, которые проходят клинеры, — рассказывает Роман.  Есть возможность оплаты картой, что очень важно для наших клиентов, экологичные средства и возможность подписки на уборки. Сейчас для своих клиентов мы предлагаем также услуги маникюра, которые вырастут далее в отдельный бренд, и прачечную».

В столице есть также сервис iChisto и компания «БезПыли». Принципы работы сервисов похожи: заказ уборки по фиксированной цене. Уборку также все чаще заказывает через сервис поиска помощников YouDo.

 

Питерских девушек наличие конкурентов не смущает.

Мария говорит, что их преимущество — широкий перечень услуг. Помимо обычной уборки компания предлагает услуги по генеральной уборке, уборке после ремонта, химчистку мебели, мытье окон, глажку белья, мелкие ремонтные работы, а также организацию гардероба и рабочего места. «Одно из главных наших отличий от других клининговых компаний в том, что мы собираемся больше развивать направление уборки коммерческих помещений: офисов, магазинов, салонов красоты», — поясняет Мария.

Сергей Негодяев, управляющий портфелем ФРИИ, объясняет бум онлайн-сервисов на рынке клининга: «Любая интернет-бизнес-модель, построенная на посреднической деятельности в интернете, дает такую же или чуть меньшую конечную цену для покупателя при существенно более низких расходах на его привлечение. Таким образом, клининговый или любой другой интернет-сервис с правильно построенной системой интернет-маркетинга и контроля качества оказания услуги за счет высокой маржинальности может принести существенную прибыль своим создателям».

Сейчас Woo ежедневно осуществляет 11 уборок, средний чек — 2500 рублей. Цель, к которой сегодня стремятся девушки,  100 уборок в день. Планируют расширяться и открывать представительства в других городах, первыми на очереди  Москва, Сочи и города-миллионники.

 

Отношения с мужем у Ольги после старта нового бизнеса быстро наладились  клинеры в доме появляются еженедельно.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+