К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Процветающий бизнес: сколько стоит цветочный салон

Процветающий бизнес: сколько стоит цветочный салон
Флорист и владелица компании «Королевские оранжереи» Ирина Роговцева делится личным опытом, как заработать на продаже цветов

Ирина Роговцева родом из Сухуми, она окончила техникум по специальности «оператор ЭВМ», получила высшее образование в Тбилисском политехническом институте и какое-то время работала младшим научным сотрудником в местном НИИ. Когда случился абхазо-грузинский конфликт, ей вместе с мужем и двумя маленькими детьми пришлось переехать в подмосковный город Черноголовка. Чтобы как-то выживать, бралась за любую работу. А однажды Ирине в голову пришла «оригинальная» идея - продавать цветы. Начала она с того, что накануне 8 марта поехала за мимозой в Сочи, привезла несколько коробок и сразу же все распродала. Сейчас Роговцева - владелица компании «Королевские оранжереи», в которую входит флагманский бутик-салон в Смоленском пассаже, а также сеть цветочных корнеров в гастрономах «Глобус Гурмэ». Этот бизнес приносит ей миллионный доход.

Творческое начало

Детство Ирины Роговцевой проходило в среде интеллигенции: физики-шестидесятники, литераторы, люди творческих профессий. Она много читала, любила рисовать, могла часами рассматривать книги по искусству - все это сформировало ее вкус. Поэтому когда уже во взрослом возрасте, переехав в Подмосковье, Роговцева пошла учиться в флористическую школу (которую привезли из Лондона) во время занятий ее не покидало ощущение, что она многое уже и так знает.

 

Ирина рано вышла замуж и в 21 год родила двух девочек-близняшек.

Конечно, в то время о бизнесе мыслей не было, но Роговцева постоянно что-то предпринимала: устраивала тематические вечера дома, работала Снегурочкой на елках, вела концерты и занятия для детей, профессионально занималась бижутерией. 

 

А потом случился грузино-абхазский конфликт, начались боевые действия, оставаться в стране было небезопасно. Друзья родителей, которые жили в Черноголовке, позвали Роговцеву с семьей к себе. Им с мужем было по 28 лет, на руках было двое семилетних детей, и, бросив все, они решились на переезд в чужой город. Муж сразу начал работать таксистом. Ирина мыла полы в детском садике, там же преподавала, работала в телефонной компании, - в общем, бралась за любую работу.

Из какого сора

Муж хорошо разбирался в машинах и в скором времени возглавил автомагазин в компании, которая также владела стоянкой, парковкой, небольшими палатками по-соседству. А Роговцева в этой компании стала заниматься различными документами. И как-то раз ей в голову пришла идея предложить своему руководству продавать цветы. Но ее никто не поддержал. Тогда она решила поехать к знакомым в Сочи и заодно купить мимозу к 8 марта, которая продавалась там на вес.

 

Она купила несколько коробок цветов, вернувшись, рассортировала мимозу поштучно, обвязала ленточками и сама встала торговать. В итоге, к концу дня продала все, что привезла, и заработала солидную сумму. Настолько солидную, что вместе с накопленными до этого деньгами семья смогла купить однокомнатную квартиру.

Именно тогда Роговцева поняла, что важно не то, что ты продаешь, а то, как ты это преподносишь. И поняла также, что она может продавать цветы красиво. На следующий год компания отправила за цветами уже микроавтобус. Дело стало развиваться, Ирина купила тонар (цветочный киоск) и открыла ИП.

В 1995 году Роговцева пошла на курсы лондонской флористической школы, которую в Россию привезла Джудит Блеклок - известный флорист, чья семья уже не одно поколение занимается оформлением Букингемского дворца и всех королевских церемоний. Курс занял около 400 академических часов, а обучение проходило на оптовой цветочной базе, что помогло Ирине быстро запомнить все виды цветов на практике.

Когда произошел кризис 1998 года, семья снова оказалась практически без денег. Роговцева пошла работать флористом в цветочный магазин в Петровском пассаже.

 

Там Роговцева делала цветочные композиции, которые стоили в два-три раза больше ее месячного оклада. В то время в Петровском продавалась сплошная роскошь, и, глядя на своих клиентов, Роговцева думала: "Раз они смогли, значит и у меня получится".

Флора и лавры

7 советов для сада и дома от Ирины Роговцевой:

1. Не старайтесь сразу же после покупки участка полностью его засадить и переделать. Не спешите, поживите какое-то время, поймите, как вам лучше распределить зоны. И не потому что так будет красиво, а потому, что вам так будет удобно. Никакая ландшафтная компания не сможет предложить вам хороший проект, не зная ваших привычек.

2. Не берите за основу примеры ландшафтного дизайна из южных стран. Помните, что у нас совсем другая климатическая зона, отличающаяся от Италии, Испании или юга Франции. Если вы сделаете патио в средиземноморском стиле, то зимой его занесет снегом, и придется бесконечно его расчищать. В нашей стране долгое межсезонье, а это лужи и слякоть, поэтому хорошая дренажная система полезнее, чем красивый газон.

 

3. Большой популярностью сейчас пользуется ландшафтный огород (это мой термин). В специальные декоративные контейнеры вы можете посадить любые привычные огородные культуры – салат, редиску, всевозможную зелень, огурцы, помидоры, кабачки и т.д. И не обязательно отделять грядки от клумб, вы можете сгруппировать их и создать таким образом какой-то свой уникальный ландшафтный образ, который вы в любой момент можете поменять.

4. Если у вас плохой газон, постелите ковер, поставьте на него мебель, закажите яркий текстиль, одним словом, вынесите дом на улицу, применяя самые обычные способы декорирования.

5. Относитесь к комнатным растениям как к интерьерным, и готовьтесь к тому, что, если им достается мало света, то их жизненный цикл будет не очень долгим. Если же вы хотите продлить растению жизнь, то раздвигайте шторы и придвигайте его к окну, хотя бы на то время, пока вас нет дома.

6. Относитесь к декоративным цветущим растениям просто как к долгоиграющим букетам. Да, их жизнь гораздо длиннее, чем у букета – до нескольких недель при достаточном уходе, но это не те растения, которые должны быть у вас комнатным. Они именно декоративные и не будут жить вечно.

 

7. Почаще сами себе покупайте цветы, даже самые небольшие букетики. Ведь мы тратимся на алкогольные напитки, десерты, косметику. Цветы обладают не меньшей притягательной силой и способны подарить такие же приятные эмоции.

В 2000 году Роговцева стала работать в Смоленском пассаже, где до сих пор расположен главный цветочный бутик "Королевских оранжерей". Начинала как наемный сотрудник цветочного салона. А когда арендодатель решил расторгнуть отношения с ее компанией, Роговцева сказала, что готова работать самостоятельно, ведь у нее был опыт и незакрытое ИП. Ей выделили совсем небольшое помещение, и чтобы увеличить полезную площадь, Ирина придумала многоуровневые столы. Ее место было самым дорогим - оно находится в самом центре пассажа. Роговцевой пришлось согласиться на огромную арендную плату. Но Ирина осознанно пошла на такой риск, потому что была уверена в целевой аудитории. Она заняла нишу люксовых букетов для состоятельный людей и стала предлагать работы из цветов, которые редко используются в других цветочных магазинах.

Ландыши и сирень в феврале, фиалки и незабудки, васильки и маки, - а эти цветы стоят дороже.

Первое время у компании на было денег на то, чтобы оплачивать аренду вперед, но Ирина смогла договориться и несколько раз оплачивала ее в конце месяца. Флорист делала 10-15 работ, продав три-четыре из них, ехала к поставщику, добирала материалы и делала еще пять-шесть букетов. Чтобы покрыть аренду, Роговцевой приходилось браться за любые заказы - оформление мероприятий, ландшафтный дизайн. В ход шло все: вазочки и корзиночки, которые были дома, природный материал, который можно было насобирать в лесу, всевозможные элементы со строительного рынка.

 

Миллион с алых роз

Постепенно бизнес стал расти. Благодаря сарафанному радио, о "Королевских оранжереях" узнавали, работы Роговцевой стали снимать для глянцевых журналов. Ирина открыла еще один салон во «Временах года». Там ее заметили руководители сети гастрономов «Глобус Гурмэ» и предложили организовать отделы продаж у них. Теперь у компании восемь корнеров в этой сети, один из них - в Петербурге. С помощью «Глобус Гурмэ» Роговцевой удалось выйти на новый уровень. Среднемесячный оборот по этой линии сейчас составляет минимум 15-17 млн рублей, а общий оборот компании около 22-23 млн.

Средняя стоимость букетов в магазинах флориста - 5 000 - 6 000 рублей. Есть букеты за 12 000 - 15 000, которые тоже пользуются спросом. Большие горшечные растения могут стоить больше 70 000. Роговцева уверена, что цветы - это спонтанная покупка, поэтому самое главное в этом бизнесе - привлекательная выкладка товара: в витрине всегда должны быть множество самых разных и интересных букетов.

Свою работу Роговцева любит в первую очередь за то, что та дает ей свободу выбора и действий. Кроме того, она позволяет ей заниматься любимым делом - флористикой  и декором.

 

Цветочный бизнес не такой легкий, как может показаться на первый взгляд. Это довольно тяжелая физическая работа - приходится таскать коробки и баки с водой, стоять на ногах около 10 часов, приходить к 6 утра, чтобы сделать и доставить букет к назначенному часу.

Конечно, Ирина уже прошла эту стадию, и теперь многие задачи делегирует. Но она все равно приходит в салоны и работает с клиентами. Всех флористов Роговцева обучает лично. С поставщиками тоже общается сама, и всегда очень внимательно следит за качеством товара, удобством отгрузок, правильностью ведения документооборота. Цены у таких поставщиков выше, но Ирина готова платить за сервис, за то, чтобы ее компанию обслуживали в первую очередь, за персонального менеджера и доверительное отношение. Объемы заказов "Королевских оранжерей" солидные, потому предложений от поставщиков очень много. При работе с цветами, как и с другими скоропортящимися товарами, всегда важно находить золотую середину: опасно взять больше заказов, чем надо, так как цветы могут пропасть, но также плохо недобрать нужного количества и лишиться дополнительной прибыли.

Это только цветочки

Цветочный рынок в России сейчас практически устоялся. Российские селекционеры и питомники развиваются, но их объемов недостаточно, поэтому в Россию везут цветы практически со всего мира.

 

Ввод санкций в августе 2014 года косвенно коснулся и бизнеса Роговцевой. Продуктовые поставщики «Глобуса Гурмэ» пересматривают договорные обязательства с компанией, что влечет за собой изменение цен и, соответственно, платежей. Из-за этого Роговцевой задерживают выплаты, что не дает возможности равномерно распределять выручку на товар, зарплаты и дальнейшее развитие. Но главная опасность впереди: если, когда запас зарубежных продуктов закончится, «Глобус» не найдет других поставщиков, привлекательность проекта начнет падать, пострадает проходимость магазинов сети.

Что же касается цветочной продукции, то пока речь о запрете ввоза из Голландии не идет. Но Роговцева считает, что даже если это произойдет, цветочный бизнес в России сильно не пострадает: сейчас много предложений из Кении, Эквадора, Израиля, Турции. Возможно, не будет хватать каких-то определенных видов цветов, но тогда флористы-декораторы будут придумывать новые формы и образы, чтобы люди все равно покупали и дарили цветы. Ведь кризис не вечен, а состояние любви и счастья, которые дарят цветы, неоценимо, уверена Роговцева.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+