«Когда ремонт заканчивается, все опять приходится начинать сначала. Сложный объект», — говорит Надежда Тушакова, председатель совета директоров ОАО «Большой Гостиный Двор», обходя свои владения.
Тушакова работает здесь больше 50 лет и знает наизусть каждый уголок исторического здания на Невском.
Гостиный двор был задуман и создан как центр городской торговли. Над первым проектом здания работал Антонио Ринальди, свой вариант создавал Растрелли. Но в результате Гостиный двор был возведен по проекту молодого зодчего Деламота. Строительство завершилось в 1785 году. Долгое время это был один из главных торговых центров cтраны.
200 лет спустя старинный универмаг стал памятником федерального значения (находится под охраной ЮНЕСКО), принимает по 35 000—100 000 посетителей в день и приспосабливается к новым условиям.
Тушакова наблюдает за Гостиным двором больше полувека, а с начала 1990-х руководит торговым центром. И с ностальгией вспоминает, как менялся универмаг на протяжении этого времени.
Торговля с историей
В Гостиный двор Тушакова пришла сразу после школы — продавщицей в магазин фарфора и хрусталя. В начале 1970-х на Садовой линии началась реконструкция: магазин фарфора и хрусталя переехал на Перинную линию. Сотрудники перевозили туда посуду на повозке с лошадью, которая числилась на балансе Гостиного двора.
Параллельно с работой Тушакова закончила Институт советской торговли им. Энгельса, после чего заняла должность старшего инженера по научной организации труда. Она организовала конкурсы профессионального мастерства с элементами делового обучения при Гостином дворе, создала школу резерва при универмаге, где руководители проводили занятия, обучая персонал.
В 1980-м «олимпийском» году Тушакова координировала мелкорозничную торговлю сувенирами на стадионе им. Кирова, после чего стала отвечать за продажу дефицитных товаров в «Гостинке». В 1980-е годы население записывалось в очереди и ждало месяцами, чтобы купить ковер, дубленку, шубу и контролировать все приходилось с милицией. Тушакова вспоминает, что в универмаге работал Голубой зал, который обслуживал дипломатов, делегатов съезда.
Когда товары стали исчезать с полок магазинов в 1990-х годах, универмаг начал обмен: хлебокомбинат давал пирожные, сушки и печенье для Гостиного двора, который, в свою очередь, организовывал для хлебокомбината выездную торговлю сапогами.
Работа была нервная: делить дефицитные товары было непросто.
Тушакова организовала продовольственную торговлю, которой на тот момент в Гостином дворе не было. «Как-то нам завезли хурму: она сначала замерзла, потом оттаяла, покупатели не хотели такую хурму брать, и у меня скопилось 17 бидонов мякоти, которые пришлось выкинуть», — вспоминает она. Был случай, когда 31 декабря завезли очень много сосисок. Выстроились очереди, и всей семье Тушаковой пришлось выйти на работу. «Помню, как дочка ледяными руками эти сосиски взвешивала», — говорит она. Обошлось без убытков, но было очень сложно: продукты портились, приходилось выкидывать их.
Новые времена
В 1994 году началась приватизация Большого Гостиного Двора. По итогам акционирования коллектив универмага, который состоял из 2500 человек, получил контрольный пакет акций. «Кто-то получил две акции, кто-то — 35, в зависимости от стажа работы в универмаге, — вспоминает Тушакова. — Тогда начались спекуляции — инвестфонды скупали акции госпредприятий: фонд «Хопер-инвест» стал за небольшие деньги приобретать акции Гостиного Двора, и многие сотрудники променяли бумаги на сиюминутную выгоду, у фонда оказалось около 28%».
Впервые на территорию универмага представители «Хопер-инвеста» приехали с автоматчиками. «Я поняла, что это не те партнеры, с которыми можно развивать предприятие», — говорит Тушакова. В это время она занимала пост директора по торговле. Поняв, что таким образом все акции могут уйти в «Хопер-инвест», менеджер предложила сотрудникам объединиться. За Тушаковой пошло около 1500 человек, которые держали почти 25% акций. В середине 1990-х следствие арестовало акции «Хопер-инвеста», а Гостиный двор провел допэмиссию, размыв их долю.
В то же время государство продало 17% акций структурам банка «Викинг» Алексея Устаева на инвестконкурсе, по условиям которого победитель обязался потратить $12 млн на реконструкцию Невской линии, где на втором этаже было решено сделать Галерею высокой моды. Тушакова как директор по торговле решила привезти коллекции одежды для галереи из Франции. «Мы поехали в Париж, встречались с представителями модных домов. Времени было мало, но когда я пообещала, что мы купим на миллион франков товаров по безналу, то все пошли навстречу», — вспоминает она.
Общие инвестиции в закупку оборудования и одежды составили $6 млн. До открытия Невской линии оставалось три недели, когда подрядчик, который делал ремонт, сбежал. «На стеклах была краска, мы три недели не выходили из универмага, в свободное время чистили, отмывали, готовили торговые залы к открытию и только 18 февраля стали получать товары, тогда как 20 февраля должно было быть открытие. Ночью перед праздником все с вешалками туда-сюда, бегали, украшали как могли», — смеется Тушакова. Открытие линии состоялось в 1998 году. За 16 лет коллекция Галереи высокой моды объединила более 40 мировых брендов: Moschino, Missoni, Versace, Nina Ricci, Christian Lacroix и других. Гостиный Двор регулярно проводит показы новых коллекций в Петербурге, а также гала-показы «Мода белых ночей на Невском».
Сейчас акционерами ОАО «Большой Гостиный Двор» являются около 30 юридических лиц и 6800 жителей Петербурга. Cогласно СПАРК-Интерфакс, самой Тушаковой принадлежит 0,00004% акций универмага. Прибыль компании в 2013 году составила 96,6 млн рублей, согласно бухгалтерской отчетности компании.
Коммерческое предложение
В последнее время Гостиный двор оказался в центре общественного внимания из-за разразившегося конфликта интересов акционеров. В сентябре 2013 года в состав акционеров ОАО «Большой Гостиный Двор» вошла компания Fort Group — крупнейший владелец торговой недвижимости в Петербурге. Спор начался из-за двух концепций реконструкции универмага. Первая разработана по заказу руководства «Гостинки» «Студией 44» Никиты Явейна еще в 2005 году и сейчас совершенствуется в соответствии с новыми градостроительными нормами. Проект потребует 300 млн рублей инвестиций и предполагает реставрацию одного из корпусов универмага под Международную академию музыки Елены Образцовой. Планируется капитальный ремонт с реставрацией здания во внутреннем дворе универмага.
Вторую концепию представила Fort Group, по ней предполагается увеличение торговых и общих площадей универмага в 5 раз — до 70 000 кв. м. Планировалось использовать пространство внутри универмага, строения во дворе, что могло увеличить торговый оборот в 20 раз — до $800 млн в год. Впрочем, Fort Group, даже с голосами миноритариев, в меньшинстве и не имеет пока представителя в совете директоров. В феврале акционеры Гостиного двора одобрили первую концепцию. Власти города в конфликт собственников универмага пока не вмешиваются.
Тушакова этот спор комментирует неохотно. И готова рассказывать, прежде всего, об истории универмага. С начала 2000-х в Петербурге появилось много новых торговых центров, современных моллов, конкуренция выросла. Все похожие комплексы в центре города были отреставрированы и поменяли концепцию (Пассаж, ДЛТ, Дом Мертенса). Тушакова соглашается, что выживать все сложнее:
«Гостиный двор расположен в центре, и, чтобы ехать сюда покупателю, мы должны предлагать другие товары, делать особые предложения, что мы и стараемся делать».
В универмаге сегодня можно купить практически все: одежду, продукты, косметику, детские товары, сувениры, посуду. Помимо магазинов в Гостином дворе есть кафе, турфирмы, салон красоты, химчистка, ремонт обуви, обмен валюты, ремонт телефонов, фотосервис и многое другое. Около 35% клиентов Гостиного двора — туристы.
«Не секрет, что сегодня торговля переживает огромные трудности: столько магазинов, что торговать уже нерентабельно. Порой, конечно, бьемся как рыба об лед, чтобы получить результаты предыдущего года», — рассуждает Тушакова. Но, несмотря на это, директор уверена, что Гостиный двор — единственный в своем роде, а потому и с конкуренций проще. «По сравнению с остальными магазинами — мы другие: такой номенклатуры нет ни у кого, и таких универмагов, как Гостиный двор, в Санкт-Петербурге больше нет».