За 33 года работы в General Motors Мэри Барра прошла все ступени карьерной лестницы. В 18 лет, чтобы оплатить обучение в колледже, она начала работать на заводе компании в Понтиаке (штат Мичиган), затем прошла обучение в корпоративном институте GM (сейчас — Университет Кеттеринг) и стала инженером. Позже Барра получила степень MBA в Стэнфорде и занимала в GM уже менеджерские должности.
В последние годы в GM происходили драматические события. В июле 2009 года компания объявила и пережила банкротство, в обмен на финансовую помощь перешла под контроль правительства США и была реорганизована.
В обновленной компании Барра стала директором по HR, а после того как GM в конце 2010-го успешно провела IPO, ее назначили исполнительным вице-президентом по новым разработкам. Уже тогда многие увидели в этом вызов: впервые такой пост заняла женщина, к тому же электротехник, а не инженер-автомобилестроитель.
Ее назначение гендиректором 10 декабря 2013-го (в тот день правительство США полностью вышло из капитала GM) стало настоящей сенсацией — впервые во главе одной из крупнейших автомобилестроительных компаний мира оказалась женщина. В интервью Forbes Барра говорила, что ее работе никогда не мешало то, что она «автомобильная девушка», а не парень, поскольку «здесь главное — честный результат».
В рейтинге самых влиятельных женщин Forbes 51-летняя Мэри Барра занимает 35-е место. Она замужем, мать двоих детей. Что отличает ее от других? Ниже — принципы, которыми руководствуется Барра.
- [Автомобильный бизнес] — это жесткая среда. Здесь становишься тверже.
- Я люблю машины, которые едут быстро.
- Сегодня у нас прекрасное портфолио авто и грузовиков и самые сильные финансовые показатели за всю историю компании. Мне выпала честь возглавить самую лучшую команду в отрасли, чтобы наращивать обороты на полной скорости.
- Чтобы принимать правильные решения, нужно хорошо понимать покупателя. А покупатели принимают решения рационально. …И в Индии водят машину совсем не так, как в США.
- GM должна производить великолепные авто, грузовики, кроссоверы, а моя задача — сделать так, чтобы вы могли их производить.
- И не говорите мне, что вашу домашнюю работу сжевала собака. Покупателя это не интересует.
- Моя работа заключается в том, чтобы мы шли в ногу с развитием технологий и предоставляли покупателям выбор. Я хочу, чтобы у них был выбор. Существует связь между тем, как покупатель выбирает машину, и тем, что ему нравится. И если наша компания сможет создать правильную технологию, позволяющую делать экономичные автомобили и при этом иметь широкую линейку машин разных размеров и предназначений, это и будет наш путь к победе.
- Бывает, что после тяжелого рабочего дня ты садишься в свою машину, и тебе от этого должно быть приятно, и тогда ты скажешь: ну теперь мы с тобой едем домой.
- Сегодня мы должны оснастить автомобиль такой технологией, чтобы он был совместим с телефоном, которого даже еще не существовало, когда начали разрабатывать автомобиль.
- Делать машины — командный спорт. Я возглавляю команду, которая должна стать победителем во всем мире.
- По сравнению с 1980-ми, когда я начинала, сейчас в компании больше женщин, и они работают на более высоких позициях. Но что касается моей карьеры, я никогда не считаю проценты [женщин], я хочу, чтобы ценили мой личный вклад, мою работу.
- [Когда я была директором по HR] я должна была стимулировать людей к тому, чтобы они брали на себя ответственность, а не прятались за должностными инструкциями.
- Если я могу доверить вам корпоративную машину и дать возможность распоряжаться миллионами долларов, то почему я не могу доверять вам в том, что касается одежды? (об отмене дресс-кода в годы работы директором по HR)
- Наш секрет успеха — отличные продукты.
Источники: www.forbes.com; http://gmauthority.com; http://alumni.stanford.edu; http://hereandnow.wbur.org; www.nytimes.com