К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Работа над ошибками: как выбрать страну для бизнеса

фото Иван Куринной для Forbes Woman
фото Иван Куринной для Forbes Woman
Предпринимательница Алиса Чумаченко о творческом отпуске, жизни без планов и лучшей стране для бизнеса

Алиса Чумаченко — основательница компании Game Insight, №20 в рейтинге богатейших женщин России с состоянием $90 млн. В июле 2014 года она покинула пост генерального директора Game Insight (7-е место в рейтинге Forbes «10  крупнейших интернет-компаний России»). В колонке для Forbes Woman Чумаченко рассуждает о том, где лучше начинать бизнес.

У меня сейчас уникальное время. Покинув компанию, которую строила пять лет, я завершила большой и серьезный этап в своей бизнес-жизни. Время работы над ошибками, философствования и взросления. А также поиск новой горы для преодолений. Не знаю, сколько времени займет у меня этот творческий отпуск и перерыв. Я сейчас очень ценю, что жизнь преподнесла мне такую возможность сделать паузу и заглянуть внутрь себя, разложить по полочкам тот опыт в бизнесе, который мной жадно приобретался до сих пор. Также я думаю о новом бизнесе, не столько своем новом бизнесе, сколько о предпринимателях вообще, об их идеях, которые воплощаются в реальность, о бесконечном выборе, который им приходится делать ежесекундно, об их страхах и их личном преодолении.

Тяга к перемене мест

В начале декабря Тим Дрэйпер, партнер венчурного фонда DFG, один из самых известных и успешных инвесторов Кремниевой долины, на одной из конференций сказал, что Калифорния  ужасное место для бизнеса, что все становится только хуже и хуже, но есть три страны, в которых понимают, как сделать все правильно: Сингапур, Южная Корея и Эстония. По моему мнению, таких стран гораздо больше, но главная мысль не в этом. Она в том, что одним из важнейших факторов для решения создать новый бизнес является выбор места, страны, юрисдикции. И у предпринимателя, который еще не сделал первый шаг, все еще есть уникальная возможность оценить все «за» и «против» и принять правильное решение, которое в дальнейшем поможет не только избежать проблем, но и сделать бизнес более успешным.

 

Одной из самых главных свобод в предпринимательстве является возможность выбора страны для создания компании и ведения бизнеса. И зачастую именно возможности, условия и перспективы страны могут повлиять на успех дела больше, чем все остальные факторы.

При ответе на вопрос «Где начинать свой бизнес?» стоит рассмотреть основные факторы:

 

1. Бизнес-климат и стандартные условия ведения бизнеса: законодательная база и возможность регулирования отношений между партнерами, налоговые условия.

Например, в немецком праве не всегда возможно прописать взаимоотношения между акционерами так, как хотелось бы, и поэтому зачастую холдинговые компании регистрируются в тех юрисдикциях, где действует британское право. Так, бурное обсуждение и осуждение недавно принятого «офшорного» закона в России большинством предпринимателей связано вовсе не с желанием оптимизировать налоговые обязательства, а именно с возможностью регулировать взаимоотношения не в российском праве. Оно для этого не достаточно развито, скажем так.

2. Дополнительные возможности для ведения бизнеса: поддержка государства, свободные экономические зоны.

 

Так, Эстония выбрала для себя путь поддержки IT-отрасли, разработала и развивает уникальный проект электронного правительства. Зарегистрировать компанию и открыть банковские счета в Эстонии можно за нескольких часов онлайн, все очень просто и понятно. Литва привлекает IT-компании. Специально созданное правительственное агентство Invest in Lithuania помогает компаниям, выбравшим Литву своим домом, освоиться в стране, обеспечивает всей необходимой информацией и поддержкой. А совсем недавно было анонсировано строительство IT-парка в Вильнюсе.

Практически в каждой стране есть программы, направленные на поддержку предпринимательства. Стоит внимательно изучить эти возможности, которые призваны и могут помочь в строительстве нового дела.

3. Инвестиционный климат и инвестиционная экосистема.

Даже если у предпринимателя есть стартовый капитал и понимание, что дальнейшее развитие бизнеса будет происходить из собственной прибыли, необходимо внимательно оценивать инвестиционный климат в стране. Вероятность того, что дополнительные деньги на развитие понадобятся, весьма и весьма высока. Да и цель любого бизнеса в конечном итоге — приносить прибыль и быть инвестиционно привлекательным. В России сейчас очень много говорят об инвестиционном климате, что само по себе является сигналом болезненного состояния рынка. Там, где все хорошо, такой вопрос обычно не обсуждается.

Важно также очень четко понимать, насколько развита экосистема инвестиций, есть ли инвесторы разных стадий. В менее развитых странах цепочка инвесторов часто отсутствует. Можно, например, легко поднять стартовый капитал, но уже на втором или третьем раунде подходящих инвесторов просто не находится, и компания может оказаться в затруднительном положении, когда приходится искать деньги вне страны оперирования. И в этом случае снова становится актуальным вопрос — готовы ли иностранные инвесторы вкладывать деньги в страну и локальный рынок.

 

4. Уровень развития выбранной индустрии и перспективы HR-рынка.

Создавая компанию в большой стране и в крупном городе, вы получаете больше возможностей найти нужные таланты, но их стоимость может быть выше, чем в других регионах. Для небольшой фирмы в 10-20 человек всегда есть возможность найти людей. Но если амбиции больше, если в планах создание большой структуры или заложен быстрый рост, то отсутствие нужных специалистов может стать гигантской проблемой для компании.

5. Препятствия для ведения бизнеса (коррупция, уровень преступности, несовершенство законодательной базы, политическая нестабильность).

Все это может существенно повлиять на деятельность компании и, как следствие, тормозить ее развитие на разных этапах. Важно реально понимать и оценивать ситуацию, сбросив розовые очки и не питая надежд, что «вот со мной этого уж точно не случится».

 

6. Ландшафт и объем локального рынка, конкуренция в избранной сфере.

Каков масштаб выбранного рынка? Конечно, в странах с большим населением возможностей для роста значительно больше. Однако даже если локальный рынок недостаточно велик, это может стать возможностью протестировать продукт/проект и сделать следующие шаги для развития на более крупные рынки. Маленький или большой рынок — это не хорошо и не плохо, нужно просто понимать его масштабы и потолок развития. А также конкурентную среду, что важно не только из-за прямой конкуренции с уже существующими и вновь создающимися компаниями, но и для возможности привлечения интереса и инвестиций от потенциального стратега на рынке.

Американский рынок и Калифорния в частности остаются привлекательными для многих предпринимателей из-за хорошего инвестиционного климата, наличия полноценной экосистемы для инвестиций, а также больших компаний-стратегов, заинтересованных в поглощении более мелких. Эта система складывалась годами, она менялась и подстраивалась под реалии рынка. С нашей точки зрения, высказывание Тима Дрейпера может показаться смешным. Но если проанализировать все факторы, станет понятно, о чем говорит опытный венчурный инвестор.

И, конечно же, нельзя забывать о факторе времени. Сегодня у предпринимателя есть идеи и возможность начать свое дело. Но пройдет несколько лет, прежде чем дело превратится в серьезный бизнес. Поэтому во всех факторах я бы оценивала не только и не столько сегодняшнее состояние дел на рынке, но и то, что будет происходить в ближайшем и отдаленном будущем. Для любого бизнеса стоит также оценить возможности с точки зрения правильного времени для старта. Не рано ли начинать? Не поздно ли?

 

Трудности перевода

Любой нюанс, любое знание о месте, где вы собираетесь начать свой бизнес полезно. В Game Insight  мы адаптировали свои игры для разных стран. Не просто локализовывали и переводили, а именно адаптировали. Например, в Японии мы меняли все маркетинговые картинки, максимально приближая их к стилю аниме, потому что это привлекало внимание аудитории. В Бразилии развешивали флаги страны в разных локациях, потому что бразильцы — невероятные патриоты и очень гордятся родиной, это привлекало их внимание и заставляло возвращаться в наши игры. Культурные особенности страны важны не только для выхода на ее рынок, не только для оперирования бизнесом, но и для понимания бизнес-плана и учета всех возможных факторов, которые могут повлиять на весь путь развития будущей компании.

Женский бизнес

Согласно исследованию Grant Thornton International Business Report for 2014, Россия оказалась на первом месте в мире по числу женщин, занимающих должности в руководящем звене компаний. 43% российских топ-менеджеров — женщины, что почти вдвое больше, чем в США (22%). Шерил Сэндберг, операционный директор Facebook, в своей книге Lean In: Woman, Work and the Will to Lead также приводит статистику женщин, занимающих руководящие должности в разных странах, и рассуждает о женском влиянии на бизнес в разных странах.

В своих публичных выступлениях я часто говорила о том, что в России, помимо того, что существует большой процент женщин на руководящих должностях, женщины гораздо более активны, амбициозны и работоспособны, чем в других странах. Возможно, это не самый важный аспект российской бизнес-действительности, но этот факт напрямую относится к одному из пунктов, описанных мной выше. Не для всех бизнесов такие узкие знания могут быть полезны. Но кому-то это окажется чрезвычайно полезным.

Перемена мест

Можно и нужно отвечать себе на вопрос, где я хочу делать свой бизнес. Это не всегда просто и тянет за собой множество других сложных решений. Но решение должно быть осознанным. И выбор места для будущей компании — первый и очень важный шаг к успеху. Наслаждайтесь свободой выбора.

 

Предприниматель, который еще не начал свой бизнес, обладает уникальной возможностью выбора места, которое может повлиять на весь его дальнейший путь.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+