К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

С чистого листа: почему легче жить без стереотипов

фото Fotobank/Getty Images
фото Fotobank/Getty Images
Как научиться общению в мультикультурном мире и какие стереотипы мешают успеху. Советы Жислин Кола, владелицы консалтинговой компании Black Gazelle, консультанта по развитию бизнеса и лидерству, приглашенного эксперта бизнес-школы Сколково.

Сегодня мы живем, работаем и общаемся в мультикультурном мире, где неизбежно сталкиваемся с проблемами взаимопонимания, особенно с людьми, принадлежащими к другой культуре. Стереотипы о чужих культурах прочно въелись в наше сознание - часто нам легче использовать их для описания и объяснения культурных различий, не пытаясь проникнуть в их суть и понять самих людей. Моя цель – исследовать способы, которые помогут преодолеть стереотипы.

Я француженка. Однако на меня очень сильно повлияло немецкое образование, которое определило мой подход к выполнению задач. Когда мне надо решить какую-то задачу, мне необходимо понимать, сколько времени у меня есть, какова моя цель и какие шаги я могу предпринять, чтобы реализовать мой план. Вступая в деловые отношения с представителями другой культуры я отдаю себе отчет в том, что у них могут быть другие стандарты работы. Поэтому периодически спрашиваю себя: «Как мне стоит себя вести? Нужно ли задать им вопросы? Нужно ли объяснить, почему я нахожусь в некотором замешательстве и нуждаюсь в более детальной информации, чтобы выполнить поставленную задачу максимально качественно?» Если я чувствую себя дезориентированной, поскольку имею другие представления о рабочем процессе, я задаю вопросы. Определитесь, что для вас необходимо, чтобы остаться верными себе и своим принципам, но в то же время находить эффективные способы работы с представителями других культур. Необходимо найти баланс между гибкостью по отношению к культурным и национальным различиям и заботой о собственных приоритетах.

1. Что такое культурные особенности и стереотипы.

 

Говоря о различиях между стереотипами и культурными особенностями, необходимо признать, что стереотипы обладают негативной коннотацией. Если вы будете принимать решения, основанные исключительно на стереотипах, это может вывести вас на ложный путь. Такого рода интерпретация не берет в расчет различия между странами, национальностями, культурами и гендером.

В стереотипах нет ничего плохого, если вы используете их, чтобы задавать вопросы, но не делать выводы.

 

Именно поэтому невозможно выделить «хорошие» и «плохие» стереотипы. Они всего лишь инструменты, чтобы понять мир вокруг нас, узнать больше об истории и культуре других народов.

Но не попадайте в их ловушку. Например, существует устойчивый стереотип о немцах: они очень профессиональны, прагматичны и дисциплинированны. Поэтому многие делают вывод об отсутствии гибкости у представителей этой национальности, что в корне неверно. Данный стереотип иногда может быть применим к профессиональной деятельности немцев, но совершенно не характеризует их поведение в повседневной жизни.

Иногда стереотипы можно использовать в свою пользу. Например, если представить, что вам нужно помочь немцу в работе с мексиканцем. Спросите себя: «Как я могу сделать это сотрудничество эффективным и удобным для обеих сторон?» Конструктивный подход – проанализировать стереотипы и сформулировать вопросы, которые стоит задать мексиканцу, чтобы помочь ему понять немца и наоборот.

 

2. Вы можете систематизировать и впитать в себя новую реальность вокруг, не создавая стереотипов и не следуя им.

Я хотела бы рассказать о моем опыте общения с российскими женщинами, которые занимаются бизнесом. Я не имела опыта общения с ними до того, как приехала в Россию, поэтому не могла систематизировать мои представления о них. У меня также не было готового мнения относительно их поведения. В итоге в результате взаимодействия с ними я пришла к потрясающим выводам. Во-первых, интересен тот факт, что я заключила больше сделок с женщинами, чем с мужчинами, - работа с российскими женщинами из мира бизнеса оказалась для меня очень положительным опытом. Я действительно была удивлена, так как ожидала, что буду работать с мужчинами, как это было в Германии - очень открытой стране, в которой тем не менее женщинам крайне сложно занимать высокие посты, даже если они обладают значительным опытом и компетенцией.

Русские женщины оказались по-настоящему надежными и ориентированными на бизнес: если мне нужно было получить что-то от них завтра, я получала это четко в срок.

Признаюсь, я не ожидала от них такой собранности и оперативности. Русские женщины напомнили мне турецких: последние тоже очень профессиональны и занимают довольно высокие позиции в бизнесе. В некоторых отраслях турецкой экономики преобладающее число высоких позиций, как ни странно, занимают женщины. Я отметила это, когда работала тренером и проводила семинары по всему миру.

Если бы у меня и были стереотипы по поводу русских женщин до того, как я начала с ними общаться, мне бы пришлось потратить гораздо больше времени на то, чтобы сравнить мои чувства и ожидания с этими стереотипами. Соответственно, мне потребовалось бы намного больше времени, чтобы понять русских бизнес-леди.

 

3. Стоит признать, что иногда стереотипы существуют только в нашем сознании и не находят отражения в реальной жизни.

Я живу в Москве с октября прошлого года. Я брала интервью у иностранцев, работающих в России, чтобы узнать, существуют ли у них какие-либо стереотипы о русских и как они работают с этими стереотипами. Но вот что удивительно: никто из моих собеседников не приехал в Россию с багажом стереотипов!

Возможно, представление о том, что у иностранцев много стереотипов о русских, – тоже стереотип.

Конечно, я выслушала много схожих мнений о русских людях: что они умны и хорошо образованны, гостеприимны, полны энтузиазма довести любое дело до конца. Но я не была уверена, являлось ли это стереотипом или стало выводом из их собственного опыта. Я задавала им следующий вопрос: «Что бы вы хотели изменить в характере или поведении местных жителей?» Среди ответов были подозрительность, нежелание выражать свои эмоции, неулыбчивость.

 

С какими еще сложностями сталкиваются иностранцы в России? Ничего особенного они не называли  – распространенные проблемы, типичные для людей, работающих за границей. Например, необходимость уделять больше внимания взаимоотношениям и учиться устанавливать контакты в бизнесе и повседневной жизни.

Еще одна сложная задача для иностранцев, живущих в России, – сблизиться с местными жителями. Знакомясь с русским, иностранцу порой кажется, будто он постепенно открывает матрешку: один уровень доверия, второй уровень смелости и т.п. Чтобы понять загадочную русскую душу, нужно много времени. Многие отмечали, что им приходится быть терпеливыми к русским и их бюрократии. А одна испанка рассказала мне, что эта проблема в России ее вовсе не шокировала, так как у нее на родине уровень бюрократии также очень высок.

Многие считают, что жить в Москве трудно, но не дают советов, как облегчить эту ситуацию. Я не очень понимаю тех, кто так говорит.

Ну и что, что зимой здесь холодно и утром приходится просыпаться в темноте?

 

Ведь то же самое можно сказать и о Хельсинки. А мне, например, было чрезвычайно трудно жить зимой в Стамбуле. Там те же проблемы, что и в Москве – пробки, климат (когда в Стамбуле идет снег, возникает масса сложностей), экологическая ситуация.

4. Стереотипы касаются не только межкультурной среды. В бизнесе распространен стереотип, что руководитель должен вести себя как «большой босс». Это ошибочная практика демонстрации власти и влияния.

В течение последних 15 лет я исследовала психологию лидерства в разных отраслях по всему миру. Я пришла к выводу, что ни один человек не может всего. Хорошим лидером может стать только человек, способный вдохновить людей и повести их за собой. Качество лидерства измеряется количеством людей, следующих за  человеком. В моем понимании хороший лидер не обязательно должен обладать наибольшим опытом и знаниями, но ему необходима способность слушать людей, уважать их точку зрения, задавать правильные вопросы и вступать с ними в конструктивный диалог. В лидерстве такого типа главным не может быть лишь один человек. Важнейший элемент в этом процессе – отношения между людьми.

Другая сторона лидерства – умение защититься от нападок и сохранять доминирующую позицию в созданной лидером демократичной атмосфере. Этого баланса очень трудно достичь.

 

Прежде всего, задайте сами себе несколько вопросов: открыты ли вы для идей? Хотите ли, чтобы подчиненные открыто обсуждали с вами рабочие вопросы и выдвигали свои предложения? Готовы ли вы изменить мнение, если кто-то убедит вас в другой точке зрения? Готовы ли вы вступать в переговоры со своими сотрудниками? При этом нельзя позволять никому нападать на вас или манипулировать вами.

Взаимоотношения с людьми определяют кредит доверия ко мне как к профессионалу и руководителю. Я не могу однажды сказать: «Давайте это сделаем!», а на следующий день: «Давайте сделаем наоборот!» Лидер должен быть последовательным, особенно в бизнесе.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+