Женой «айронмена» я стала в тот момент, когда мой муж Дмитрий Юрченко всерьез увлекся триатлоном и заявил, что собирается пройти одно из самых невероятных и сложных испытаний на выносливость Ironman. Для этого ему нужно проплыть 3.8 км, проехать на велосипеде 180,2 км и пробежать марафонскую дистанцию 42,2 км. Все это без остановки - за один день. Публичное обещание, что он станет «железным», Дима дал ровно год назад, и это был год жесткого режима тренировок под наблюдением опытного тренера. 6 июля он участвует в Ironman во Франкфурте, и, разумеется, я буду в этот день с ним.
Вместе с нами 39 наших соотечественников стартуют в этом году на Ironman Frankfurt. Триатлон и Ironman – модное ныне в бизнес-кругах увлечение, захватывающее все больше успешных мужчин, добившихся в жизни самых разных побед. Вместе с ними на большинство соревнований ездят их жены. Мы называем себя женами-декабристками.
Веселые старты
В начале марта на корпоративную почту мне пришло письмо от коллеги, которое начиналось так: “Привет, Катя! Пишет тебе жена "айронмена". Вопрос первый: какими рейсами вы летите в Абу-Даби? Вопрос: давай сверим старты на этот сезон. У нас в плане сразу после Абу-Даби “Весенний гром” в Москве, половинка на Майорке, Босфор в июне и, возможно, Болдер. Что у вас?”.
Все эти названия городов и стартов я, такая же жена "айронмена", знаю назубок: все мы говорим на одном языке и знаем, о чем переживать.
Марина Гордейчук, до недавних пор работавшая в Сколково, пятый год замужем за Михаилом Макаровым (вице-президент Evraz Group). И второй сезон – жена "айронмена".
Все началось с того, что Михаил пробежал Московский марафон в 2013 году сам, без подготовки с тренером. “После этого я почувствовала, что дело пахнет "айронменом", - рассказывает Марина, - а я рискую остаться молодой вдовой, если этому не будет сопутствовать правильная подготовка. Месяц я изучала вдоль и поперек сайт сообщества триатлетов Trilife.ru, а потом купила мужу годовой абонемент на занятия с самым лучшим тренером и устроила встречу с титулованным «железным человеком». Со встречи он вернулся с регистрацией на Ironman в 2014 году и предписанием пройти полное медицинское обследование. Зарплату тренеру плачу я и буду продолжать платить, чтобы спокойно спать по ночам».
Что такое быть женой "айронмена"
Для Марины, как и для всех жен, это означает, что теперь вся совместная жизнь подчиняется тренировкам. Совместный отдых планируется исходя из расписания международных и московских стартов по триатлону и забегам.
Между этими стартами триатлеты тренируются по 10-15 часов в неделю. И это время, которое они физически не могут проводить дома: для плавания нужен бассейн, бегают триатлеты исключительно на свежем воздухе, с велосипедом сложнее. В наших московских условиях сезон «открытого» велосипеда длится с апреля по октябрь. Все остальное время триатлеты «крутят» станок: велосипед устанавливается на специальную подставку, обычно дома, и превращается в своеобразный велотренажер, на котором накручиваются километры согласно плану подготовки. Почему это нельзя делать в комфортной обстановке на тренажере в спортзале? Все просто: триатлет выполняет дистанцию на своем собственном велосипеде, к которому привыкает, и «обвес», то есть тюнинг, которого стоит иногда дороже, чем оригинальная рама. Имитация езды именно на своем «железном коне» составляет важный элемент тренировки.
За несколько недель до основного соревнования (марафона, Ironman или половинки Ironman) тренеры традиционно дают самую высокую нагрузку: например, 6 часов велосипеда в день или 5 часов велосипеда плюс полтора часа бега, - это имитация реальной дистанции во время соревнования. За пару недель нагрузка постепенно снижается и за несколько дней до старта сходит почти на нет: организму необходимо восстановиться, набраться сил.
«Тренируется Миша обычно по утрам, до работы, – рассказывает Марина. - Тренировки длятся по 1-2 часа, начинает он часов в 6-7 часов. Станок издает характерное, очень сильное жужжание, и спать под такой шум невозможно. Сначала мне приходилось вставать и заниматься своими делами, потом я привыкла к шуму, но вместе с этим появилась и привычка рано вставать. И тогда я поняла, что эффективнее тратить это время, например, на пробежки. И стала бегать по утрам». Теперь Михаил и Марина вместе выходят на беговые старты: у Марины за плечами, а точнее ногами, уже несколько медалей за забеги по 10 км, скоро она пробежит первый полумарафон, а там и до марафона недалеко. «Преимуществ у совместного спортивного хобби масса: во-первых, появляется больше времени, которое вы проводите вместе, во-вторых, я сама втянулась и стала лучше понимать мужа. Пока сама не пробежишь ту же дистанцию, что и он, никогда до конца не поймешь, что он чувствует в этот момент. Сразу появляется много тем для обсуждения. Ну и кроме того, спорт – это, пожалуй, самое полезное общее хобби, которое только можно себе представить», - рассказывает она о буднях жены "айронмена" и бизнесмена.
Любовь на бегу
Ирина Московкина и Максим Журило – основатели первой в России школы правильного бега Iloverunning - долгое время были лишь партнерами по бизнесу. Постепенно совместное увлечение спортом и проверка бизнесом сблизила их настолько, что на финише своей первой «половинки» дистанции Ironman Ирина получила предложение руки и сердца от Максима, своего будущего мужа. Прямо на красной финишной дорожке под вспышками фотокамер Макс встал на одно колено и протянул Ирине, которая еще не успела отдышаться, бирюзовую коробочку Tiffany в тон ее стартовому костюму триатлета. В их жизни объединилось все – и спорт, и бизнес, и любовь. Как свидетель этого трогательного момента могу признаться: слезы на глазах в этот момент стояли у всех болельщиков, аплодирующих паре стоя. «Прошла проверку, теперь можно брать в жены!» - шутили стоявшие рядом опытные триатлеты. Сам Максим подчеркивает, что поддержка жены для него очень важна: «Я счастлив, что она разделяет мое увлечение, и я могу тренироваться сколько угодно».
Галопом по Европам
К чему еще нужно быть готовой жене "айронмена":
1. Изменится внешность обоих
- Да, они бреют ноги и руки. Считается, что это способствует улучшению аэродинамики. А также помогает быстрее обработать рану в случае необходимости, чтобы не терять время на дистанции. Если честно, так делают профессионалы, и это своеобразный элемент причастности к сообществу.
- Да, рядом с ним каждый набранный вами килограмм будет увеличиваться, как в экране телевизора, минимум в два раза. А вот он будет оставаться в отличной форме круглый год, даже во внесезонье мышцы отчетливо проступают через офисную униформу. Теперь держать себя в форме – не просто ваше личное дело, но и залог удачных семейных снимков.
- Да, он может захотеть сделать то, чего вы никак не ожидали: например, татуировку, так называемую «M dotted» - в форме логотипа Ironman. По статистике 30% финишировавших эту дистанцию наносят ее себе на «копытце» - заднюю поверхность голени чуть ниже икры, которая по форме начинает напоминать копытце из-за длительных тренировок на велосипеде.
2. Поменяются приоритеты в семье и жизни
- Запомните и смиритесь: тренировки всегда будут на первом месте; триатлон – это самый честный спорт, где соревнуются только с самим собой, как профессионалы так и любители на одной и той же дистанции и трассе.
- Вы еще не слышали душераздирающих историй о том, как муж улетел на старт, оставив беременную жену рожать в одиночку? Не бойтесь: практика показывает, что хотя бы в этом "айронмены" расставляют приоритеты правильно (с нашей, женской, точки зрения). Но будьте готовы к тому, что это единственная уважительная причина отменить старт.
3. Поменяется структура семейного бюджета
- На нашем первом с Димой серьезном международном старте опытная жена "айронмена", Евгения Белонощенко, основательница "Бэби-Клуба" рассказала мне анекдот про страшный сон триатлета: «Он умирает и видит, как жена распродает его велосипеды и прочую амуницию по тем ценам, которые он ей называл». Да, все это дико дорого, и триатлеты не ездят на дорогих машинах: у них есть масса других игрушек, которыми можно меряться. Если пока ваш семейный кабриолет с откидывающимся верхом не заменили велосипедные ботинки с откидывающимся задником, а педали с автоматическим расчетом мощности движения не заменены раньше зимней резины, поверьте опытным женам: вам есть, к чему готовиться.
4. В доме станет меньше места
- Будьте готовы к тому, что все аксессуары мужа-спортсмена потребуют огромного пространства: велосипед, станок, чемодан для его перевозки, три комплекта одежды, костюм для плавания, а также бесконечные шлемы, кроссовки и ботинки, не говоря уже о стене для медалей. Мудрая Евгения Белонощенко на прошлый день рождения подарила своему мужу отдельную студию неподалеку от их квартиры, куда и было перемещено все триатлетское снаряжение. Вместе с медалями.
5. Не будет привычных отпусков и расслабленного отдыха
- Отныне никаких пятизвездочных гостиниц и праздного отдыха на пляже. Набор минимум: совместные утренние пробежки. Набор максимум: кэмпинг, он же спортивный лагерь, с триатлонной командой под руководством опытных тренеров. Тренировки дважды в день, по 5-6 часов. Хотя, конечно, у каждой жены есть выбор: лежать на пляже с книжкой либо бежать за мужем.
6. Это навсегда
- Важно понимать, что теперь такой ритм жизни и отдыха будет всегда – то есть столь долго, сколько ваш муж будет плыть-ехать-бежать. А делать это он будет, скорее всего, до глубокой старости: в отличие от других видов спорта, триатлон практически не имеет противопоказаний (при условии соблюдения правильной техники и опытного наставничества, а также грамотно подобранной амуниции). В прошлом году Ironman финишировал 85-летний участник, а каждый год в марафонах участвуют 90-летние любители.
Триатлонисты не отдыхают на пляжах. Они ездят в кэмпы, спортивные тренировочные лагеря. В таких лагерях тренировки проходят дважды в день (на шезлонге у моря с шампанским уже не полежишь). Участники лагеря штурмуют горные вершины на маунтинбайке, оттачивают технику плавания кролем в открытом море, покоряют беговые трассы. Такие кэмпы в Италии, Испании и других странах устраивает практически каждый триатлонный клуб, в том числе самый популярный среди бизнесменов, - Pro-Trener под руководством основателя и ведущего тренера Андрея Жукова. Различаются кэмпы лишь подготовкой, составом участников и, разумеется, стоимостью и уровнем размещения. Некоторые заботятся больше о тренировочном режиме и не фокусируются на условиях проживания (Trilife, Trigalia), другие устраиваются в пятизвездочных отелях (Pro-trener).
В таких международных кэмпах собирается много российских бизнесменов. С недавних пор здесь стала появляться Наталья Синдеева (основатель телеканала "Дождь") вместе с мужем Александром Винокуровым (владелец телеканала "Дождь", сайтов Slon.ru, Bg.ru, СЕО клиники "Чайка").
Синдеева рассказывает, что в прошлом году именно Жуков уговорил ее сделать олимпийскую эстафету вместе с мужем на Майорке. Синдеева и Винокуров приехали в кэмп за несколько дней до старта. Тренировались вместе со всеми, но в забегах участовать не собирались. "Накануне старта Жуков подходит ко мне и спрашивает: «А ты что, завтра олимпийку не делаешь?». - вспоминает Синдеева. - Я посмеялась в ответ, а он не отстает: «Ты поплывешь, а муж поедет и побежит”. Вода в это время года на Майорке 18 градусов, плавать можно только в гидрокостюме, которого у меня на тот момент не было. Плавать кролем долго я не могу, хотя прекрасно плаваю брассом, да и вообще к дистанции 1,5 км не готовилась и не собиралась… Но Саша сразу загорелся идеей – у него спортивный характер, ему важен соревновательный дух. Я провела одну тренировку в гидрокостюме, и на следующий день мы сделали на двоих с мужем олимпийку. Доплыла, как говорят спортсмены, «на зубах» и на характере, был даже элемент паники. Зато Саша был доволен: я со своим сорокаминутным результатом дала ему фору обогнать других «конкурентов» на велоэтапе и в беге. Конечно, после этого неминуемо охватывает чувство гордости».
Наталья признает, что не может похвастать систематичностью тренировок: как правило, они с Александром делают ударный спортивный выезд в кэмп несколько раз в год, а между отпусками она практикует йогу с инструктором. «Для меня спортивный отдых стал единственным средством оправдания бессмысленности «овощного времени» в отпуске, - рассуждает Синдеева. - Когда я тренируюсь по два раза в день, я понимаю, что делаю это для себя. Спорт – это самое простое средство в прямом и переносном смысле повесить себе медаль на грудь».
Сам Александр Винокуров делает уверенные успехи в беге: осенью он планирует пробежать Нью-Йоркский марафон, а в апреле сделал первую полумарафонскую дистанцию «Весенний гром» в Москве с очень достойным для любителя результатом (1:34). Наталья считает, что это пока только Сашина заслуга, а сама она лишь мысленно его догоняет.
В погоне за мужем
Конечно, не все жены "айронменов" ездят на эти старты и тренировки. Так, Евгения Белонощенко (глава и основатель сети детских клубов «Бэби-клуб»), жена "айронмена" со стажем, сопровождала своего мужа Юрия Белонощенко (Генеральный директор УК Уралсиб) лишь в первые годы его увлечения. Потом это ей надоело: все старты проходят по одинаковой программе, ждать приходится по 5-6 часов, нередко под палящим солнцем, а муж все свободное время проводит за разговорами с коллегами-триатлетами. Тем не менее, один полумарафон она честно пробежала вместе с Юрием. И после финиша призналась, «что если бы знала, что это так много, ни за что бы не побежала». Зато теперь Юрия сопровождают на старты их дети, которых у Белонощенко четверо.
Мой личный опыт свидетельствует о том, что выгоднее для себя лично и для семейных отношений становиться не сочувствующей, а участвующей женой "айронмена". На моем счету несколько забегов, в том числе одна из самых сложных мировых дистанций – Байкальский марафон по льду. Его мы пробежали с Димой вместе. В мае на Майорке мы с Димой сделали очередную семейную эстафету, и я впервые проплыла 1,5 км ненавистным до этого кролем. Там же я впервые села на велосипед, проехала половину трассы, для того чтобы лучше понимать, что будет чувствовать муж и иметь возможность обсуждать с ним все впечатления на личном опыте. Когда Дима делал «Побег из Алькатраса» - один из самых захватывающих стартов, имитирующих побег из известной заброшенной американской тюрьмы, который славится очень тяжелым водным этапом, я специально залезала в воду перед стартом на полчаса, чтобы почувствовать то, что будет ощущать он. Так же, как и он, в шапочке «на меху» (а точнее, в трех, надетых друг на друга, чтобы уши не мерзли от холода), в специальных волонепроницаемых неопреновых носках и очках на пол-лица, закрывающих (и согревающих) лобную кость.
Конечно, кем быть – сочувствующей или участвующей – решать только вам. Главное, не забывайте, что это, скорее всего, навсегда.