Отличительная черта фильмов, где фигурируют героини из России, — любовь завершается свадьбой. И неважно, кто избранник: холостяк из Британии или повеса из Франции. И конечно, отношения то и дело переплетаются с бюрократическими процедурами: визитами в паспортный стол, оформлением виз и гражданства. Сюжет во многом зависит от эпохи. Кстати, роли россиянок всегда доставались и достаются обворожительным актрисам. Вот несколько примеров, полезных для исторического анализа.
«Ниночка», 1939 год, США
Режиссер Эрнст Любич
В парижском ресторане товарищ Ниночка заказывает сырую свеклу, делает комплименты графу Леону Д’Алгу по поводу его белых зрачков и здоровой роговицы глаза, а цены капиталистических магазинов измеряет поголовьем скота, которым можно накормить советский народ. Газеты писали, что вжиться в образ несгибаемого партработника Грете Гарбо помогало отсутствие макияжа. Впрочем, даже в ее хмуром ненакрашенном лице граф Леон разглядел простодушие и сердечность. И разумеется, потерял голову. «Ниночка» — любимая роль Греты Гарбо. В 1940 году картину выдвинули в четырех номинациях на «Оскар», но все награды ушли к стопроцентно американской ленте «Унесенным ветром».
Бондиана
«Из России с любовью», 1963 год, США, режиссер Теренс Янг; «Шпион, который меня любил», 1977 год, США, режиссер Льюис Гилберт
Долгое время одним из немногих советских учреждений, имевших дело с иностранцами, было КГБ. Джеймс Бонд как сотрудник британской разведки часто сталкивался с его агентами по долгу службы. Иногда такие встречи были прекрасны — как, например, с красавицей Татьяной Романовой («Из России с любовью»), которую играла вице-мисс вселенная 1960-го — итальянка Даниэла Бьянки. Вторую русскую шпионку в жизни Бонда, Аню Амасову в «Шпионе, который меня любил», сыграла жена Ринго Старра Барбара Бах. После падения железного занавеса тема КГБ потеряла актуальность, а наши женщины — нет. В 2008 году в «Кванте милосердия» партнершей Бонда стала Ольга Куриленко. А сейчас идут переговоры об очередных съемках идут с бывшей российской гимнасткой Маргаритой Левиевой.
«Девушка с Петровки», 1974 год, США
Режиссер Роберт Эллис Миллер
В «Девушке с Петровки» Голди Хоул сыграла диссидентку по имени Октябрина. Антисоветские взгляды заявлены уже в первой сцене, где героиня оттачивает балетные па на фоне горящих лампад в русской православной церкви, а друг-фарцовщик Костя (Энтони Хопкинс) вытрясает из чемоданов джинсы и прочие импортные вещи. Тот же Костя знакомит ее с американским журналистом Джо, в которого она по уши влюбляется. Какое женское сердце устоит против сигарет, долларов и подаренных шляпок с большими полями?! Но счастье было недолгим. КГБ не простило соотечественнице свиданий с американцем, ее упекли в тюрьму.
«Русский отдел», 1990 год, США
Режиссер Фред Скеписи
Погони, стрелялки и шпионские тайны — просто ерунда по сравнению с настоящей любовью. Девушку Катю с двумя детьми и старым дядей Матвеем сыграла Мишель Пфайфер, отказавшись от других съемок. «Если прежние роли были моим продолжением, то «Катя» совсем не перекликалась с моим характером, — объясняла актриса. — Я узнала, что русские более пассивны и ранимы, чем мы. А еще они рискуют детьми, свободой и жизнью. Такой опыт очень отрезвляет». В фильме «Русский отдел» Катя стоит в очереди за туфлями в ГУМе, ездит на работу в редакцию в набитом троллейбусе. От других соотечественников ее отличает высокая идея: через Барли Блэйра (Шон Коннери) она пытается переправить на Запад важную рукопись советского ученого, чем и вызывает повышенный интерес в шпионской среде.
«Именинница», 2001 год, США
Режиссер Джез Баттеруорт
Одинокий банковский служащий заходит на сайт брачного агентства «Из России с любовью» и выписывает себе в Англию Надю (Николь Кидман). Глупость содеянного Джон понимает по дороге из аэропорта домой - по-английски невеста не говорит, без конца дымит сигаретами, а загадочность славянской души вводит его в ступор. Девушка даже не просит остановить машину, когда ее укачивает. Дома невеста дарит ему обручальное кольцо и почти силой вступает с ним в интимные отношения. Надя — просто красавица, но ее божественный образ спускают на землю размалеванные стрелки и розовая резинка в волосах. В конце концов, оказывается, что она соучастница банды, промышляющей грабежом иностранных женихов. Готовясь к съемкам, Николь Кидман дни напролет проводила в русском посольстве в Австралии: перенимала походку, взгляд и движения.
«Русская куколка», 2001 год, Австралия
Режиссер Ставрос Казантидис
Девушка Катя в длинной шубе приезжает в жаркую Австралию из Санкт-Петербурга, чтобы наповал сразить жениха мехами и своими черными кудряшками. Но она опоздала, он умер. Теперь ей срочно нужен новый гражданин Австралии, за которого нужно выйти замуж, чтобы остаться в стране. Ее красные мини-юбки и топики со стразами свели с ума всю округу. Актриса Наталья Новикова, которая замужем за австралийцем, признается, что у местных в ходу много шуток про русских. Например, что русские первыми из иноземцев попали в Австралию еще в XIX веке, но были ассимилированы аборигенами.
«Красотки», 2005 год, Франция
Режиссер Седрик Клапиш
Во французской версии фильм называется «Матрешки». Большая часть сюжета развивается в Санкт-Петербурге, куда 30-летний француз Красавье приезжает на свадьбу своего друга-британца и его невесты балерины Наташи (Евгении Образцовой) из Мариинки. Красавье ищет счастья и смысла жизни. Именно в Петербурге, стоя на улице Зодчего Росси и воображая идеальную русскую девушку, он осознает, что идеальные пропорции — это безобразно. Кстати, идеализм, если верить британцу-жениху, типично русская черта: «Вы, русские, все время стремитесь все сделать идеально… Да нет, это нормально, у каждой нации свой пунктик».
«Лиля навсегда», 2002 год, Дания, Швеция
Режиссер Лукас Мудиссон
Фильм основан на реальных событиях: снят по дневникам Дангуле Расалайте, нелегально вывезенной в Швецию. По сюжету мать главной героини Лили уехала с богатым любовником в Америку и оставила дочь без денег в бедном городке неопределенной советской республики. Лиля, желая повторить мамин успех, влюбляется в Андрея со связями за рубежом и переезжает в сытую и благополучную Швецию. По приезде жених оказывается поставщиком девушек и передает ее в руки сутенера. Роль Лили исполнила тогда 14-летняя Оксана Акиньшина.
«Живая сталь», 2011 год, США
Режиссер Шон Леви
Властную и жадную до денег Фарру Лемкову — хозяйку самого дорогого и мощного робота Зевса — сыграла актриса русского происхождения Ольга Фонда. По сравнению с Фаррой железный робот — добряк. Есть хотя бы кнопка, которую можно нажать, чтобы его выключить. Высокие каблуки, черное платье, волосы, собранные в хвост, и металлический голос. Нервничая, переходит на русский. Впрочем, раздражение в ней говорит всегда — режиссер Шон Леви взвалил на ее хрупкие плечи груз мирового зла. На пресс-конференции в Москве Хью Джекман, исполнитель главной и доброй роли, пытался утешить местных зрительниц: «Смотрите, владеет роботом русская, придумал его японский инженер, дело происходит в Америке. Власть денег интернациональна». Но не все поверили.
«2012», 2009 год, США
Режиссер Роланд Эммерих
Подруга олигарха Тамара (Беатрис Розен) — блондинка с имплантированной грудью в розовом платье и с собачкой на руках. Хоть и не главная героиня, фигура ключевая. Ей тоже хочется спастись и пережить конец света 2012 года. И пусть космический корабль «Ноев ковчег» строился не для таких как она, она точно в него проберется. Тамара же лучше американского президента подстрахована со всех сторон: во-первых, у нее есть толстый олигарх Юрий, а во-вторых, любовник-пилот Саша — прилетит спасать, если что. Зная подноготную, зритель все равно проникается симпатией и состраданием. Девушка она неплохая: отважная и дружелюбная. Кроме того, в развязке картины Тамара спасает собачку и переходит на сторону добра.