Ольга Верещагина, директор по развитию Johnson & Johnson, на протяжении своей карьеры внимательно наблюдала за всеми руководителями, на которых ей хотелось быть похожей. И постигала разные аспекты лидерства.
Передача опыта
Настоящий лидер не боится и умеет передавать знания подчиненным. В 1993 году, будучи студенткой МГИМО и даже не владея Excel, она начала работать финансовым аналитиком в крошечном на тот момент офисе компании Pepsi-Cola в гостинице «Украина». Непосредственная начальница — финансовый менеджер Татьяна Бакунина — обучила ее азам профессии. «Татьяна стала для меня примером человека, который владеет всеми техническими аспектами своей работы, научила разговаривать с экспертами на одном языке», — говорит Верещагина.
Стержень
Получив диплом London School of Economics, Верещагина несколько лет проработала в инвестиционном банке в Нью-Йорке. Там, глядя на топ-менеджеров, она поняла, что в руководителе обязательно должен быть стержень, дух, терпение и выдержка — то, что американцы называют stamina. Без этого стержня невозможно добиться результата ни при каких обстоятельствах, да и темп работы в крупном инвестбанке — сутками, по шесть дней в неделю — выдержать сложно. «Та работа была как армия, но после нее появилась жизненная закалка».
Стремление к цели
Закончив Harvard Business School, Ольга пришла в компанию Ajilon Consulting, глава которой Марк Фаско, успешный предприниматель и профессиональный хоккеист, покорил ее своим оптимизмом, жизненной энергией и тем, что всегда добивается поставленных целей. Марк вырос в обеспеченной семье, но решил проявить независимость: сам оплачивал учебу в колледже и в Гарварде. А начав играть в хоккей в любительской команде университета, дошел до участия в матчах НХЛ. После общения с такими людьми, говорит Ольга, перестаешь себя оправдывать, когда что-то не получилось: не обстоятельства виноваты, а ты сам — недостаточно старался.
Доверие
Марк доверил Ольге открытие московского офиса его компании, разрабатывающей ПО. «Он знал, что я не разбираюсь в IT, я честно предупреждала. Поначалу я не знала, с чего начинать, — вспоминает Ольга. — Марк сказал, что самое главное — не понимание технических аспектов, а работа с людьми и что все проблемы в жизни и рабочем коллективе обычно связаны с людьми, а не с контентом. И напутствовал: я в тебя верю, поезжай, у тебя все получится». В Москве случались ситуации, когда руки опускались. На поиски первого крупного заказчика, например, ушло около шести месяцев. Но подвести человека, который в тебя верит, казалось невозможным. «Теперь, когда я вижу людей в сложных ситуациях, я стараюсь донести до них такой же заряд доверия. Если это сработало со мной, может быть, с кем-то еще сработает?» — говорит Ольга.
Не бояться показать слабость
Еще один ценный урок Ольга получила от вице-президента Johnson & Johnson Владимира Макацарии, который в тот момент был управляющим директором в России и ее непосредственным руководителем. «Помню, он поразил меня тем, что в группе коллег, не тет-а-тет начал рассказывать о том, каким испытанием лично для него стал переход компании на матричную структуру с системой двойного подчинения. Он рассказывал о том, что тогда испытывал. Я впервые видела, чтобы руководитель такого уровня делился переживаниями. Владимир объяснил, что сильный лидер может признаться в своей слабости, ведь он тоже человек».
Умение вдохновить
При реализации одного из последних масштабных проектов, за который отвечала ее команда, — создание учебного центра в Казани совместно с Министерством здравоохранения Татарстана — Ольге, по ее словам, очень помогли энергия и умение вдохновить ее нынешнего руководителя, генерального директора Johnson & Johnson Армана Воскерчяна. Бесконечные переговоры, не всегда простые, множество согласований, необходимость выстраивать отношения с огромным количеством людей. «Как лидер я не должна была показывать сотрудникам, что я тоже бываю в растерянности, что мне тоже очень непросто. Мне нужно было зарядить команду оптимизмом», — говорит Ольга. В итоге все получилось.
Уверенность
Все эти встречи, по словам Ольги, дали ей понять, что настоящий лидер всегда должен что-то давать сотрудникам, делиться с ними энергией, опытом. Сейчас она ведет еще один сложный проект — New Business Development, связанный с формированием продуктового портфеля Johnson & Johnson в России и Европе. «Команда не всегда видит результат своих усилий сразу. Моя задача — воодушевить людей и настроить их на успех», — говорит Ольга.
Умение демонстрировать уверенность, считает она, приобретается. И хотя уровнем энергии, драйвом управлять сложно, возможно и это: «Конечно, бывают люди от природы фартовые, везучие, перед их обаянием невозможно устоять. Но у всех тех людей, с которыми я сталкивалась, высокий уровень энергии был результатом не только персональных качеств, но и жизненного опыта». Но, предупреждает Ольга, надо действительно гореть своим делом — иначе люди быстро почувствуют фальшь.
«Лидер — это человек, который помогает окружающим становиться лучше, — говорит Ольга Верещагина. — Он умеет масштабно мыслить, увлечен своим делом, горит им. Конечно, способность, например, правильно поставить задачу и отслеживать ее исполнение — важные навыки руководителя, но им можно легко научиться с помощью тренингов. Люди идут к тебе работать не из-за навыков».