Почему итальянский дизайнер заказывает мебель у русского архитектора
Мария Серебряная - архитектор, совладелец московского бутика Visionnaire и представитель этой марки в России. Серебряная проектирует интерьеры и мебель в стиле "интеллектуальный гламур", которая затем производится в Италии. Среди клиентов ее компании - Дом приемов Управления делами Президента РФ и представительства международных компаний в "Москва-Сити".
На последней миланской выставке iSaloni весной 2013 года итальянский бренд Visionnaire by IPE Cavalli впервые представил коллекцию Марии Серебряной «Гимн женственности». Для профессионального мира это стало большой неожиданностью: «Итальянцы и своих-то женщин в качестве дизайнеров не воспринимают, а тут вдруг русская!»
Архитектор по образованию (окончила МАРХИ), Серебряная в свое время входила в десятку лучших студентов России, а потом преподавала в том же институте. «Когда я училась, получала такую гигантскую стипендию, что можно было не работать, — вспоминает она. — После этого моя зарплата меня сильно удивила. Так что надо было создавать свое дело».
Занимаясь частными заказами по оформлению интерьеров, Мария объездила все итальянские мебельные фабрики и знала, какие из них делают действительно качественные вещи. «А так как ничего стандартного в моем воображении никогда не возникало, то на запросы производственники чаще всего отвечали, что это сделать невозможно. Приходилось приезжать и объяснять, какую технологию использовать», — рассказывает Мария. Вскоре она заметила, что фабрики запускают ее идеи в производство. Сначала это льстило, но потом стало раздражать: Серебряная работала над индивидуальными заказами, и тиражирование ей было не нужно.
Партнеры убедили ее в необходимости открыть монобрендовый салон — официально представлять на рынке одну из достойных итальянских марок. Именно тогда закрылся первый московский салон Visionnaire и появилась возможность заключить с владельцами бренда новый договор. Так в 2009 году Серебряная стала совладельцем и управляющим партнером монобрендового бутика Visionnaire Moscow.
Мария вспоминает, что глава марки Луиджи Кавалли долго рассказывал, как строить бизнес: «Мы приняли это к сведению и все сделали по-своему. В конце концов он смирился с тем, что мы заказываем то, что считаем нужным, а не то, что они нам рекомендуют. Даже наш салон стал единственным, спроектированным не в центральном офисе марки. После этого они нас сделали официальным партнером в России, и работа пошла».
Почему нет?
Мария признается, что из-за своего перфекционизма редко что-то хвалит: если прямо спросить ее мнение, она скажет, что все надо переделать. Зная эту особенность, партнеры как-то в шутку предложили «папе Кавалли»: а пусть вам Маша и сделает коллекцию. Кавалли легко согласился, как будто «на слабо», а через год на выставке поинтересовался у партнеров Марии, почему та не присылает эскизы. «Как назло, в то время было море работы, — вспоминает Серебряная. — Пришлось делать коллекцию по выходным. У меня было 2 месяца — то есть 8 дней». Она успела. Чтобы грамотно презентовать коллекцию лично и передать все технологические нюансы, Мария написала подробный текст, заставила переводчицу его перевести на итальянский и практически заучила наизусть, не зная языка, — «чтобы была моторика произношения». Она понимала, что во время презентации обычный переводчик с техническим текстом не справится.
Реакция Кавалли была странной. Обычно он отбрасывает 80% предложенных дизайнерами эскизов. А здесь он листал все подряд и повторял «почему нет?» Тем временем текст у Марии закончился. Кавалли тоже помолчал минут двадцать. И взял в производство подавляющую часть коллекции. Все решили, что старик сошел с ума: заказать VIP-дизайн русскому архитектору, да еще и женщине! А сейчас ее диван Valancourt вывешен на главную страницу официального сайта Visionnaire.
Национальные особенности
В главном офисе российским партнерам часто напоминают об их несговорчивом характере. Даже интерьер салона, по мнению итальянцев, «темноват». «Им с их климатом не понять наш менталитет, — говорит Мария. — У нас должно быть все надежно, стабильно, дом должен быть из кирпича, а не из пластика, и так во всем». Она уверена, что лучше знает, как продвигать продукт на нашей территории. Учитывая, что на Россию сейчас приходится четверть всех продаж Visionnaire, стратегия Серебряной и ее партнера Сергея Макушева оказалась правильной.
«В начале 2000-х, когда компания IPE Cavalli создала бренд Visionnaire, это был прорыв, — говорит Мария. — Дело в том, что во все времена существуют два направления: современное и классическое. Современный минимализм — это достаточно скучно, а классика — старо. Это давно никого не поражает. Когда человек все повидал, он хочет чего-то нового, и это всегда микс, фьюжн. Эксперименты, которые появляются «на границе», очень востребованны — а у Visionnaire это вылилось в стиль. В какой-то мере это синоним «современной роскоши». Раньше эту нишу занимал «буржуазный минимализм».
Беспокойное семейство
В жизни Марии не только работа. У нее трое сыновей: старший учится в институте, средний в школе — младший ходит в детский сад. «Если он четыре часа в день не попрыгал на батуте — жизни родителям не будет», — смеется Маша. Увлечения у них с мужем общие: «Он меня притащил в дайвинг, я его — в горные лыжи. Вообще все развлечения, где можно убиться, — это наше: серфинг, водные лыжи, сноуборды». Мария не только любит путешествовать, но и как грамотный архитектор рационально спланировала свою квартиру: там есть место не только для гардероба, но и для хранения дайв-оборудования, лыж и даже для беговой дорожки. Как она все успевает, не известно.