Выход на экраны «Железной леди» с Мерил Стрип в главной роли дополнил галерею портретов деловых женщин в мировом кинематографе. Образ Маргарет Тэтчер, первой (и пока единственной) британской женщины — премьер-министра, безусловно, уникален. Как и актриса, этот образ воплотившая. Но ее кинопортрет вполне вписывается в галерею политиков в юбках, харизматичных руководительниц крупных компаний, а также деятельных представительниц прекрасного пола должностью помельче.
На самом деле они никогда не бывают железными, эти леди с экрана. В каждой ленте про работающую дамочку обязана присутствовать романтическая интрига. Героиню наделяют слабостью к противоположному полу в качестве компенсации за то, что она ворвалась на традиционно мужскую территорию, будь то большой бизнес, сфера управления или властные структуры. Считается, что на умную успешную женщину, не нуждающуюся в покровителе, публика просто не захочет смотреть: мужская часть аудитории не поверит, женская люто позавидует. Даже столь самодостаточную женщину, как Скарлетт О’Хара, которая и в горящую избу, и коня на скаку (и в суровое военное время одна вывезет на себе и семейство, и производство хлопка, и лесопилку), и ту в голливудской экранизации знаменитого романа заставили больше думать не о выживании или бизнесе, а о мужчине, который, по сути, не годился леди в подметки.
В западном кино вообще довольно долго, гораздо дольше, чем, к примеру, в советском, придерживались патриархальных традиций. Да, Кэтрин Хепберн могла эффектно носить мужские брюки, а Лорин Бэколл — говорить низким голосом и смолить сигарету за сигаретой, но самоутверждались и удовлетворяли амбиции эти дамы лишь до того момента, пока не встречали Кэри Гранта или Хамфри Богарта. Достойный жених однозначно затмевал карьерные перспективы. Киногероиням, впрочем, и не доверяли высоких должностей: секретарша, журналистка, дочка босса — максимум, на что мог рассчитывать женский персонаж в мире капитала вплоть до 1980-х.
Другое дело наши соотечественницы: у советских и российских сценаристов представительницы прекрасного пола уверенно руководили фабриками, колхозами и госучреждениями, пользуясь при этом уважением подчиненных-мужчин исключительно благодаря своим деловым качествам. Личная жизнь при этом зачастую приносилась в жертву.