Почему гендиректор УК «Альфа-Капитал» отказалась от карьеры инвестбанкира в Германии
Первой моей «ошибкой» стало решение остаться на родине. После окончания московской гимназии с углубленным изучением немецкого языка большинство одноклассников уехали в Германию: была середина 1990-х. Второй «ошибкой» стал выбор специальности. Мне нравилась математика, задумывалась о поступлении на мехмат. Но хотелось заниматься реальными вещами, а не абстракциями, и на ум пришла экономика. Место учебы уже вопросов не вызывало: когда понимаешь, чего хочешь, все упрощается. Дальше выбираешь лучший вариант из возможных, в моем случае это была Финансовая академия.
Из России в Германию и обратно
На втором курсе появилась возможность уехать учиться в Католический университет Айхштет-Ингольштадт в Баварии. Следующие два года одновременно училась в обоих вузах. В итоге получила немецкий сертификат по специальности «банковское и кредитное дело», ну и, конечно, красный диплом Финансовой академии. Учиться было одновременно сложно и легко. Легко — потому что было интересно, особенно сравнивая немецкие и российские методы обучения, сложно — потому что приходилось часто летать на экзамены в Москву или Мюнхен.
Параллельно были стажировки в местных сберегательных кассах, у которых многим российским банкам и сейчас было бы чему поучиться. Потом я работала трейдером в Dresdner Kleinwort Benson — инвестиционном подразделении Dresdner Bank. А когда компания решила открыть представительство в Москве, как раз подошло время госэкзаменов в Финансовой академии. Так я стала одной из первых сотрудниц российского офиса. Потом уже я поступила в аспирантуру академии и защитила кандидатскую по специальности «мировая экономика».
Почему не осталась в Германии? Мне нужны были вызов и драйв, а там я бы этого не получила.
Из инвестбанкинга в управление активами
Работать в московском офисе Dresdner Kleinwort Benson начала летом 1998-го, застала кризис в самом разгаре. Показала результат — и оказалась одним из немногих сотрудников, кого не сократили. Нам тогда предстояло разбираться с долгами по рублевым ГКО и ОФЗ, которые американские и европейские отделения компании охотно покупали до дефолта.
В это же время мне дали задание изучить рынок управления активами и проанализировать возможности этого бизнеса в России. Мы посмотрели на потенциальный спрос, составили бизнес-план и убедили немецких акционеров, что паевые инвестиционные фонды (ПИФы) в России могут заинтересовать клиентов. И когда передо мной встал вопрос, остаться в понятном инвестбанкинге или уйти на рынок управления активами, выбрала второй, гораздо менее предсказуемый вариант. Потому что еще во время подготовки диссертации про международный опыт работы инвестфондов поняла, что именно они являются «мостом» между фондовым рынком и частным инвестором. Да и специалистов по инвестициям на российском рынке уже хватало, а рынок управления активами оставался закрытой сферой. Мне захотелось добиться успеха именно в этом направлении. Как точно сказал Ван Гог, мы можем достигать своих целей только посредством плана, в который верим со всей страстью.
В начале 2000-х был создан Deutsche Investment Trust (DIT) и открыты первые инвестиционные фонды. Потом международная финансовая группа Allianz купила бизнес Dresdner Bank по всему миру, мы влились в объединенную группу, и в 2002 году мне предложили возглавить DIT. Думать о том, что стать первым лицом страшно, было некогда. Следующим этапом было слияние с РОСНО и создание компании «Альянс РОСНО Управление активами». В 2006 году состоялся дружный переход нашей команды в «Альфа-Капитал». Мне, как заместителю гендиректора, достались аудит, юридическая служба и любимый розничный блок. Разноплановость направлений не пугала. Когда в активе есть понимание внутренних бизнес-процессов компании, достижение разноплановых задач становится реалистичным.
Это было объективно хорошее время. Рынок рос, мы лидировали по привлечению розничных клиентов в фонды, объем средств под нашим управлением превысил 25 млрд рублей. Работа была многофункциональная, она научила не бояться ответственности. И когда два года назад гендиректор «Альфа-Капитала» Михаил Хабаров занял пост президента инвесткомпании «А1», мне предложили возглавить нашу УК.
Победить кризис
Не секрет, что в секторе управления активами сейчас не простое время. Фондовый рынок переживает сложный период. Но никто не собирается брать тайм-аут, ссылаться на тотальное невезение и ждать наступления хороших времен. Вообще это предрассудок — считать, что по-настоящему интересно работать исключительно на растущем рынке. Самые сложные задачи мобилизуют лучше всего. Ведь если успеха достичь трудно, нужно прикладывать больше усилий.
Нашей работы — зарабатывать прибыль для клиентов — никто не отменял. И мы с ней справляемся. Год назад мы переориентировались на обслуживание состоятельных клиентов, которые сейчас наиболее активны: запустили под них программы лояльности, усовершенствовали стандарты обслуживания. Состоятельные люди сейчас выбирают управляющие компании, ориентируясь не столько на доходность, сколько на уровень сервиса, прозрачность и надежность. Мы им это предлагаем, и приток клиентов продолжается: в 2011 году объем инвестиций под нашим управлением вырос с 48 млрд до 80 млрд рублей. Всего на российском рынке доверительного управления порядка 6500 клиентов, 17% из них — наша доля, по этому критерию мы лидеры.
Еще один стереотип, который весьма распространен: женщине трудно построить карьеру в России. Рассуждения на эту тему мне кажутся малоинтересными. Могу честно сказать: гендерный вопрос никогда не был для меня актуальным. Недооцененность женщин в России сильно преувеличена.
Объективные и субъективные трудности в карьере бывают всегда и у всех вне зависимости от того, на какую сторону ты застегиваешь пиджак. Упираться в стереотипы, как в стену, — зачем? Непродуктивно. Пол — это исходные условия задачи. А вот то, что ты к ним приплюсуешь, что разовьешь, на чем сфокусируешься, — это уже вопрос личных устремлений и твоей ответственности.