Как открыть успешное детское издательство и не потеряться в литературном потоке.
В моей жизни все важное происходило стремительно, все менялось мгновенно, говорит 33-летняя Дарина Якунина, хозяйка питерского издательства «Поляндрия». В 2003 году Якунина окончила Санкт-Петербургский электротехнический университет (ЛЭТИ), потом работала пиар-менеджером, потом руководила проектом «Мечты сбываются» в детском хосписе. В 2009 году ушла в декрет. Дома ей быстро наскучило. На одном из семейных ужинов отец, увлеченный литературой, вдруг признался: «Жаль, что у меня не было возможности заняться издательским делом, как замечательно сидеть у камина и читать рукописи». Разговор Якуниной запомнился. А на ежегодном Книжном салоне в Петербурге она вдруг поймала себя на том, что оценивает ассортимент — на прилавках оказалось преступно мало хороших книг для детей. Так появилась идея бизнеса.
Начать Якунина решила с серии книг о профессиях. Идею подкинула дочка. «Ей дали задание в детском саду — рассказать о профессиях родителей, — вспоминает Дарина. — Папа — юрист, мама — специалист по связям с общественностью. Ребенок не понимал смысла этих слов».
В декабре 2009 года Якунина зарегистрировала издательство «Поляндрия». Знаний об устройстве издательского бизнеса у нее совсем не было, требовалась помощь со стороны. Своего будущего управляющего директора Анну Шилину Якунина нашла на сайте по подбору персонала.
Маркетинговым ходом стали все те же профессии. В «Поляндрии» придумали, что издательство будет не только печатать новинки детской литературы, но и выполнять корпоративные заказы — циклы о профессиях для крупных российских компаний. Подготовив презентации будущих книг о профессиях «Когда я вырасту, я стану...», Якунина разослала их по компаниям. Уже через несколько недель пришел ответ от «Аэрофлота». Руководство компании заинтересовалось проектом. Планировалось, что книги «Когда я вырасту, буду работать в «Аэрофлоте» будут раздавать на борту маленьким пассажирам.
Получив первый заказ, Якунина арендовала небольшой офис в спальном районе Петербурга за 40 000 рублей. Работа закипела. Шилина искала авторов, художников, верстальщиков, редакторов по знакомым или на специальных сайтах. Каждый этап выпуска проходил в плотном контакте с «Аэрофлотом» — компания согласовывала идеи, тексты, эскизы и иллюстрации. Первый тираж напечатали в тверской типографии «Парето Принт».
Получив гонорар за первый проект, Якунина потратила его на покупку авторских прав у детских зарубежных издательств. Для начала полетела во Франкфурт на ежегодную книжную выставку — выбирать детские книжки. «Мы отправили больше 15 заявок издателям, переговоры вели напрямую с правообладателями из Италии, Бельгии, Австралии. И еще долго потом издавали книги из тех, что нашли на той, первой выставке», — рассказывает Якунина. Права на издание книги обходились в среднем в €800–1500. В зарубежные новинки Якунина инвестировала 1,5 млн рублей.
Первые книги переводили Галина Снежинская, Нина Демурова, Ирина Константинова, Михаил Яснов, Дмитрий Коваленин. «Раз удалось получить согласие на перевод, значит, книги действительно достойные», — рассудили в «Поляндрии».
Для хранения первых тиражей Якунина арендовала склад на окраине Петербурга. И с ужасом обнаружила там мышей — они охотились за шоколадками, хранившимися в соседнем помещении. Пришлось срочно спасать книги, перевозить их в другое место. Но там оказались протечки, пришлось вывозить книги и оттуда. Подходящий склад нашли только с третьей попытки. Еще больше проблем было с распространением: о «Поляндрии» никто не знал. Полгода Дарина сама ездила на встречи с представителями торговых сетей и небольших книжных магазинов, рекламировала товар.
Первый книжный дистрибьютор, с которым удалось договориться о сотрудничестве, — московская компания «Берроунз». С ними Дарина работает до сих пор. В «Берроунз», как и в другие оптовые книготорговые компании, «Поляндрия» поставляет книги под реализацию. Доставка — за счет издательства (для крупной партии 1 кг стоит 10 рублей, для маленьких партий цена за килограмм возрастает до 300 рублей). На оптовые закупки сейчас приходится 60% от тиража. Остальную часть книг издательство напрямую поставляет в магазины и интернет-магазины или продает на своем сайте.
К концу первого года работы Якуниной удалось отбить первоначальные инвестиции. А сейчас выручка издательства при штате 8 человек — 8 млн рублей. За четыре года выпущено 77 книг (тираж каждой около 3000 экземпляров). Среди хитов «Поляндрии» — серия приключений хомячка Фроша (Елена Никитина), «Моди и Медведь» (Джен Ормерод), «А дома лучше» (Ютта Лангройтер), «Каждая может быть принцессой» (Брижит Минэ), «Что бы ни случилось» (Деби Глиори). Планы «Поляндрии» уже расписаны на два года вперед, намечен новый график — выпуск трех книг в месяц, всего 36 в год. С таким ассортиментом выручка может вырасти на 40–50%.
«Наши книги стали жить своей жизнью, их обсуждают на форумах, на нас обратили внимание конкуренты», — гордится Якунина. И напоминает, что хотя издательский бизнес не самый прибыльный, детская литература — единственный сегмент рынка, который показывает постоянный рост последние несколько лет: «Конкуренция сегодня очень высокая, но все равно любая новая книга рано или поздно находит своего читателя — ведь срока годности у книг нет».