Власть тиха. Настоящая сила не нуждается в слишком яркой демонстрации своих возможностей. Поэтому одежда тех, от кого действительно зависят политические и экономические стратегии, требует холодности. Марина Прохорова раскрывает правила хорошего тона для женщин, служащих государству.
Стертые границы
Благодаря глянцу, папарацци и развитому в народе культу звезд возникло пристальное внимание к нарядам работников массовой культуры. И в этом вроде бы ничего плохого, но приводит к некоторой путанице. Дело в том, что принятые в традиционном обществе жесткие сословные границы действительно поистерлись, но одежда по-прежнему многое говорит о своих хозяевах. Когда женщина, реально принимающая политические и экономические решения, одевается как женщина, чья карьера связана с внешностью, она обречена на неоднозначную реакцию СМИ и широкой публики.
Причем броский и откровенно дорогой, подчеркнуто женственный облик — это совершенно не признак недостойного поведения. От собственной внешности получают бонусы и вполне достойные, патриархальные жены, и крайне самостоятельные, зарабатывающие большие деньги и обладающие большим влиянием на общественное мнение актрисы и певицы. Но им можно выглядеть роскошно и гламурно, предпринимательницам уже нежелательно, чиновницам же вообще нельзя. Это нарушение общественного договора, возникшего с исчезновением последних признаков феодализма.
Правила, которым следуют в подборе гардероба люди власти, то есть верхушка государственного управления и богатая буржуазия, сложились в эпоху окончательной победы над феодализмом в Европе, то есть к середине XIX века. И эти правила диктуют весьма скромный экстерьер, демонстрирующий, что этот сдержанно одетый человек — субъект власти, а не объект ее приложения, он самодостаточен. Ярко и откровенно богато поначалу наряжали женщин, но немногие успешные предпринимательницы, как и по-настоящему влиятельные аристократки, носили отражающие их реальную силу пуританские наряды, «викторианские вдовьи платья». И даже после Первой мировой, с падением реальных монархий, аристократический стиль превосходно преобразовался во вполне определенный стиль haute bourgeoisie, верхушки буржуазии. Он небросок, не раздражает непосвященных, но позволяет выглядеть богато и элегантно. И при этом совершенно понятен «для своих» — способен визуально выразить успех и даже удовлетворить тщеславие. С некоторыми ограничениями он хорош и для крупных чиновниц.
Прохладная сдержанность
Итак, девиз преуспевшей в жизни женщины — прохладная сдержанность, четкий силуэт, умеренный объем и минимум пестроты. И еще почти пуританская скромность. Тут все как у мужчин. Певец может появляться на публике в килограммовых украшениях и расстегнутой рубашке — и богатеть. А так же одетый богач или чиновник разорится, попадет под суд и увязнет в скандалах.
Ткани предпочтительны однотонные — на них видны следы малейшей неаккуратности, и поэтому в безупречном состоянии они всегда выглядят более дорого. Цвета — сложные. В нерабочей обстановке отлично создают успешный деловой образ непрактично светлые тона одежды, в рабочей все зависит от обстоятельств. Печальные события и непопулярные меры требуют сдержанности и темной цветовой гаммы, в праздник желательны цвета светлые и даже нежные.
Яркие костюмы пригодны для публичных выступлений, просто потому что помогают публике не отвести взгляда от выступающей. Но такой яркий костюм обязательно должен быть однотонным, потому что на расстоянии геометрические панели и вставки искажают силуэт. Да, цветовые панели сейчас актуальны. Но тут надо вспомнить историю костюма. Они были в моде в период между двумя мировыми войнами, то есть в первую эпоху женской эмансипации. А потом многоцветные жесткие костюмы вошли в моду в 1980-х, когда женщинам впервые удалось пробиться во власть. То есть броские и подчеркнуто агрессивные цветовые сочетания хороши для пути наверх, а не для жизни наверху. Они демонстрируют понимающему окружению не только ваш личный вкус, но и подсознательную неуверенность в собственных силах. Впрочем, исключение есть. Это черный с очень небольшим добавлением белого, как черный мужской костюм с белой рубашкой — прекрасное сочетание цветов и для сената, и для совета директоров.
Все правила одежды для чиновницы придуманы задолго до появления нашего нынешнего государства. И сочинены они не для того, чтобы лишить женщин во власти возможности выражать свою индивидуальность. А для того, чтобы помочь костюму создать защитный барьер, оградить от сплетен и нападок желтой прессы (серьезные средства информации предъявляют другие претензии, но на общественное мнение внешние факторы вроде слишком богатой сумки или подходящей для оперной дивы шубы влияют едва ли не больше).
В общем, сдержанный гардероб элегантной успешной женщины составить легко. Основа такого гардероба понятна — костюмы, жакеты в сочетании с юбкой или брюками, блузки рубашечного покроя, тонкий гладкий трикотаж, платья-футляры, туфли-лодочки на умеренной высоты каблуках, жесткие сумки формата А4, классические пальто. Брендов, которые создают одежду для богатых буржуазок, топ-менеджмента и крупных чиновниц, очень много. И вещи они делают замечательные, качественные и элегантные. Да, конечно, и в журналах, и на экранах телевизоров, и в реальной жизни заметны более броские вещи, а классические костюмы привычно кажутся скучными и совсем не женственными. Но если вспомнить, что кокетство в первую очередь нужно слабым, а государственного деятеля народ хочет видеть сильным, то становится понятно: подчеркнутую женственность лучше оставить для личной жизни. А на работе наслаждаться теми неявными признаками успеха, которые давно успели освоить мужчины.
Дорогая безвестность
Безупречно сидящая одежда, сшитая из лучших материалов, удобна и доставляет тактильное наслаждение. И она очень красит, хоть эта красота и не бросается в глаза, но все же человеческий взгляд всегда оценит настоящую гармонию. И наконец, классическая одежда силы на самом деле очень разнообразна, только видно это разнообразие не на вешалках в магазине и даже не на страницах глянца, а в жизни.
Совсем классические внемодные костюмы, пальто и платья высокого класса есть смысл искать, к примеру, у Kiton или Loro Piana. Хотя стилистика Loro Piana скорее пятничная и в центральном офисе ООН могла бы вызвать легкое неудовольствие. Но вне этого офиса правила не столь строги и от запретов можно отступить.
Одежда таких марок, как Hermes и Louis Vuitton, изначально создана для обладающих властью и деньгами. Как и Chanel когда-то. Правда, заслуженный старый авторитет этих марок привел к их излишней для имиджа государственной деятельницы славе. И знаковые сумки, как и вещи со знакомыми логотипами, лучше не демонстрировать широкой публике. Так что парк сумок можно дополнить не менее дорогими, но не такими известными марками. Например, Loewe. Или пока не бросающимися в глаза сумками ювелирных марок Cartier и Bvlgari (замки с натуральными камнями хороши несказанно, качество кожи и работа выше всяких похвал). Красивая, элегантная классическая одежда этих марок ни у кого не вызовет раздражения. Особенно если обратить внимание на базовые части сезонных коллекций.
Вообще подиумной части коллекции любой марки лучше избегать — все они выложены в сетях и легко опознаются, вместе с ценой. Но в последнее время большинство классических марок стремятся создавать новую классику. Пропорции, силуэт, детали могут быть незаметны на первый взгляд, но они помогают создать современный, даже устремленный в будущее, образ скромного, но элегантного и очаровательного государственного деятеля. Прекрасно подходят для этого вещи Salvatore Ferragamo и первой женской линии Boss. Чуть более женственны, чем принято, но не нарушают правил государственного хорошего тона коллекции Bottega Veneta и Ralph Lauren. Вся линия Armani Collezioni. Выглядящая чуть расслабленно одежда Brunello Cucinelli, невероятно красиво садящийся на фигуру кашемировый трикотаж Cruciani. Вариантов много.
Государственный деятель может позволить себе одеться сверхмодно, в чуть намекающем на футуризм стиле. Max Mara и Marina Rinaldi в последнее время стали сверхактуальными, чуть ли не трендсеттерскими марками. Но у них помимо подиумной коллекции всегда есть линейки чуть более дорогих классических пальто и костюмов, сшитых с применением ручного труда из самых замечательных тканей. То же самое можно сказать про принадлежащую Zegna Group женскую марку Agnona, над коллекциями которой работает Стефано Пилати, — это очень сдержанная, невероятно модная одежда аристократического толка. Базовые, не подиумные вещи Christian Dior — мы имеем в виду прежде всего пальто и жакеты — красивы и строги. Наконец, минималистские коллекции Jil Sander практически полностью приспособлены для того, чтобы женщина в них соответствовала самым строгим правилам дресс-кода и одновременно ненавязчиво демонстрировала силу.
В этом тайном удовольствии от хорошей одежды есть огромная прелесть. Вещи продуманы до мелочей, обувь позволяет походке быть легкой, ценность одежды понятна ближнему кругу, но ни у кого не вызывает раздражения. И к тому же опровергается придуманный во времена полной зависимости от чужих денег и чужой власти постулат — «чтобы быть красивой, надо страдать». Не надо.